Ни для кого не секрет, что в украинской бизнес среде различные «гуманитарные категории» типа «ответственность», «уважение», «доверие», «честность» и т.п. вызывают плохо скрытый сарказм и скепсис. По мнению многих прагматиков, место таким ценностям - разве в личной жизни, тогда как бизнес живет по своим законам. Здесь доминирует устаревшее «индустриальное» мышление с его фактическим пренебрежением к клиенту, эксплуатацией собственного персонала как безличной массы и универсальным маркетинговым принципу «пипл все схавает!». Истоки таких взглядов - в прошлом украинского бизнеса в девяностые и в реалиях украинского настоящего. Однако, перспективный такой подход в будущем и позволит ли он конкурировать в условиях глобальных изменений?

Недавний гость Львовской бизнес-школы Украинского католического университета, гарвардский профессор и бизнес-мыслитель Адриан Сливоцкий советует украинским компаниям: выжить в локальной и глобальной конкуренции сможет только тот, кто сумеет построить свой бизнес на человеческих ценностях и с ориентацией на человека. И дело здесь не в каком-то романтическом гуманизме, а во вполне объективных тенденциях мирового рынка.
Переход мировой экономики от индустриальной к информационной радикально изменил матрицу бизнеса и поставил человека в ее центре. До сих пор на глобальных рынках было два решающих фактора власти: эксклюзивное обладание ресурсами и «средствами производства» и контроль над информационными потоками. Контроль над ресурсами позволял строить практически непреодолимые «структурные барьеры отраслей» и говорить об «устоявшихся конкурентных преимуществах» определенных бизнес. Контроль над информацией означал то, что в значимых дозах она распространяется в обществе только вертикально, сверху вниз, и дает возможность легко манипулировать клиентом через рекламу и дозирования информации.

Однако такая картина мира больше не актуальна. Глобальный кризис сильнее всего ударил именно по индустриальным, ресурсно-ориентированных экономиках, а развитие т. н. Веб 2.0 и других технологий не оставляет места для информационной монополии. На первый план выходят бизнесы, содержащие значительное интеллектуальную добавленную ценность и умеющие чувствовать и удовлетворять стремление клиента. Здесь и «зеленый», экологически ответственный бизнес, и тренд здорового образа жизни и питания, и растущая важность «эмоциональных» бизнесов, и различные краудсорсинги с краудфандингами ... Добавьте к этому стремительно растущую информационную силу клиента, которая становится почти абсолютной. Количество звездочек в клиентском интернет-рейтинге, рекомендации на форумах или отзывы в соц. медиа могут отправить в тартарары продукт с астрономическим маркетинговым бюджетом. Информационные потоки становятся горизонтальными, а рынки радикально демократизируются.

Эти изменения ставят серьезные вызовы перед мировыми топ-компаниями, не говоря уже об украинских. По мере того, как к нам докатываются мировые тенденции, а отечественный потребитель которая становится более требовательным, умение играть по новым правилам которая становится вопросом выживания. Поэтому каждому бизнесу, который не хочет стать достоянием истории, надо понять несколько вещей.

Во-первых, выигрывает тот, кто умеет выходить за рамки своей узкой ниши, умеет творчески совмещать деятельность в нескольких отраслях и предлагать продукты «на стыке» традиционных индустрий, применяя новые бизнес-модели. А для этого нужны хорошо образованные и творчески мыслящие люди.
Во-вторых, следует начинать думать не об абстрактном «рынке», а о конкретном живом человеке, таком же, как вы, который пользуется вашими услугами / продуктами. Пытаться понять ее логику и построить «карту его проблем», на которые вы можете предложить свое решение. Хотя такая максима звучит довольно тривиально, очень мало бизнесов на практике готовы отречься от своего «эгоцентризма» и посмотреть на мир с позиции «простого человека».

В-третьих, люди ищут не просто функциональных решений (где поесть, с чего позвонить), а хотят от любимых брендов положительных эмоций, отношений, «чувства принадлежности». Поэтому и лояльность покупателя достигается определенным магнетизмом продукта, затрагивает соответствующие струнки-триггеры в душе клиента.

Тарас Тимо
выпускник МВА, руководитель компании «Portfolio Group»