Как Китай будет импортировать СПГ России?

Для импорта российского газа Китай начал разворачивать внутренний "теневой флот", который сможет транспортировать топливо и обходить западные санкции, передает 24 Канал со ссылкой на Bloomberg.

Смотрите также Украина получит американский СПГ: какой объем газа договорились поставлять

Хотя мировой лидер по объему импорта энергии имеет значительные объемы газа через трубопроводы, что часто дешевле, морские закупки СПГ является способом дополнительной диверсификации поставок и одновременного укрепления связей с Россией,
– объясняет издание такое решение Пекина.

Сейчас инициатива по развитию собственного "теневого флота" находится на раннем этапе. Однако движения танкеров и структура собственности судов уже начинает напоминать российские тенденции.

  • Так, танкер для сжиженного газа CCH Gas, который транспортирует подсанкционное российское топливо, скрывает свое местонахождение вблизи китайского порта.
  • А владелец судна – компания CCH-1 Shipping Co. – имеет адрес, общий с почтовой компанией. Это распространенная практика для фирм, которые хотят собственность, торгуя топливом из Ирана или России.
  • Другой танкер СПГ появился вблизи Сингапура с аналогичной непрозрачной структурой собственности. По данным баз судоходства, в этом году судно передали собственность малоизвестным компаниям в Китае и на Маршалловых Островах.

В то же время Китай позволит частным инвесторам владеть долями более 10% в некоторых железнодорожных и энергетических проектах, которые финансируются преимущественно государством. Таким образом, Пекин фактически не устанавливает ограничения на участие негосударственных структур.

Какой "теневой флот" у России?

После начала полномасштабного вторжения в Украину Россия активно создает собственный "теневой флот".

  • По данным исследовательской компании S&P Global Market Intelligence, этот флот составляет уже около 17% всех нефтяных танкеров в мире, пишет NYT.
  • В начале 2025 года он насчитывал 940 судов – на 45% больше, чем годом ранее.

С прошлого года Россия также создает флот танкеров для перевозки СПГ. Она уже имеет десяток судов, зарегистрированных на подставных компаниях из России в Индию.

Стоит знать! Создание "теневого флота" для СПГ – непростая задача. Такие суда перевозят топливо при -162°C и требуют более сложных технологий для загрузки и транспортировки, чем другие продукты. Хотя сегодня существует около 8 000 нефтяных танкеров различных размеров, в области СПГ их всего около 800, и это затрудняет сокрытие местонахождения судов.

Зачем России "теневой флот"?

  • В 2022 году Европейский Союз запретил морской импорт российской нефти. Это поставило Москву перед необходимостью срочно искать новые рынки сбыта – ими стали Индия и Китай. Однако из-за значительного расстояния транспортировка длилась дольше, а значит, России пришлось искать больше судов для перевозки сырья.

  • Кроме того, Кремль стремился обойти введенный ценовой потолок. Страны "Большой семерки", ЕС и Австралия запретили предоставлять страховые или иные услуги судам, если российская нефть продавалась дороже этой цены.

  • В ответ судна, связанные с Россией, начали пользоваться сомнительными страховыми компаниями или вообще выходили в рейсы без страхования. Они меняют флаги, скрывают настоящие маршруты и подают фальшивые данные о месте загрузки нефти.