"Ножом по сердцу" авиации России: что известно о самолете А-50, уничтоженном над Азовским морем

23 февраля 2024, 21:40
Читати новину українською

Вечером 23 февраля, накануне второй годовщины полномасштабного вторжения России, Воздушные силы и ГУР МО уничтожили российский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50У. Это одна из самых редких моделей в российской авиации.

Это уже второй самолет из серии А-50, который удалось уничтожить Украине за время полномасштабной войны. Если основных самолетов когда-то у россиян было 9, то модификации А-50У еще меньше. Что известно об этих самолетах – рассказывает 24 Канал.

К теме "Баян" долетался: Воздушные силы подтвердили сбитие А-50 над Азовским морем

Основные характеристики А-50

А-50 – это самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО), сконструированный во времена СССР и принятый на вооружение в 1989 году. А-50 был создан на базе военнотранспортного самолета Ил-76 на замену старого Ту-126. В новый самолет добавили радиотехнический комплекс "Шмель", который образует авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведение А-50.

Основные технические характеристики самолета:

  • длина – 48,27 метра;
  • размах крыла – 50,5 метра;
  • высота – 14,8 метра;
  • площадь крыла – 300 квадратных метров;
  • взлетный вес – 190 тонн;
  • объем горючего – 109 480 литров;
  • крейсерская скорость – 800 километров в час;
  • практическая дальность – 7 500 километров;
  • длина разбега – 1 540 метров;
  • длина пробега – 1050 метров;
  • максимальная продолжительность полета без дозаправки – 9,3 часа.

А-50 способен обнаруживать бомбардировщики на расстоянии 650 километров, истребители – 300 километров, крылатые ракеты – 215 километров.

Этот самолет был создан для выявления и сопровождения воздушных и надводных целей, оповещения войск о воздушной и надводной ситуации. Также А-50 может служить командным пунктом и использоваться для управления истребителей и ударной авиации при их наведении на конкретные цели.


Характеристики российского самолета А-50 / Инфографика 24 Канала

Сколько таких самолетов осталось у россиян

По данным из открытых источников, по состоянию на начало полномасштабного вторжения, в России было на вооружении 9 А-50, стоимость каждого 330 миллионов долларов. ВСУ уменьшили их количество до 8. Кроме того, в феврале 2023 года в результате взрыва на белорусском аэродроме "Мачулище" еще один такой самолет получил серьезные повреждения и до сих пор доподлинно неизвестно, смогли ли россияне его восстановить.

Но есть еще модификации, такие как:

  • А-50М – с модернизированным комплексом "Шмель-М".
  • А-50И – российско-израильская модификация А-50.
  • А-50ЕИ – экспортный вариант для ВВС Индии.
  • А-50У – варианты модернизации серийных самолетов А-50.

Именно самолет А-50У удалось уничтожить 23 февраля 2024 года над Азовским морем. Таких самолетов у россиян было 6 единиц. Теперь же осталось только 5

Стоит отметить, что новых самолетов россияне больше не производят, поэтому это все, которые у них есть.

Любопытно! По оценке Forbes, стоимость базовой версии А-50 – 330 миллионов долларов, модернизированной – около 500 миллионов. Издание отметило, что это самая дорогая потеря России после крейсера "Москва" (стоимость 750 миллионов долларов). И если учесть уничтожение двух таких самолетов – это самая большая потеря России за время войны с Украиной.

Уничтожение самолета 23 февраля 2024 года

Вечером 23 февраля 2024 года мониторинговый канал monitor сообщил, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 в 19:05 завершил работу над Азовским морем, после чего выполнял перелет на Ахтубинск. Однако в российских пабликах появились кадры, что вблизи села Трудовая Армения в Краснодарском крае разбился самолет – именно А-50.

Пожар после падения А-50: смотрите видео

 

В 20:08 командующий Воздушных сил ВСУ Николай Олещук подтвердил, что самолет А-50 с позывным "Баян" удалось уничтожить во время совместной операции с Главным управлением разведки Минобороны. Командующий отметил, что это – "приветствие" россиянам с "днем защитника отечества", который сегодня с размахом празднует страна-террорист.

У ГУР МО уточнили, что удалось уничтожить именно А-50У – новейшую модификацию редкого для россиян самолета.

Это воздушный командный пункт, который государство-агрессор использовало для дальнего радиолокационного обнаружения, управления и наведения для ударов по Украине ракетами из стратегической авиации. Сбитие А-50У - очередной серьезный удар по потенциалу и возможностях террористической Москвы,
– подчеркнули в ГУР МО.

В то же время среди россиян началась настоящая истерика из-за потери самолета. Российские так называемые "военкоры" начали жаловаться, что потеря самолета – это удар "ножом по сердцу".

И что интереснее, как и в январе, пропагандисты решили распространять версию о якобы friendly fire, поскольку у Украины нет средств поражения, которые способны сбивать самолеты над Краснодарским краем. Такими заявлениями россияне пытаются обесценить работу украинских сил и хоть как-то спасти себя от унижения – 2 года назад россияне кричали об уничтожении украинской авиации и о том, что Киев будет захвачен за 3 дня. Зато снова вынуждены подсчитывать потери.

Уничтоженный самолет 14 января 2024 года

Как рассказали источники "РБК-Украина", около 21:10 – 21:15 в районе Кирилловки заступил на дежурство российский А-50. Практически сразу же его нашим военным удалось сбить. После этого самолет ДРЛО исчез с радаров. Он больше не отвечал на запросы тактической авиации. Позже пилот российского Су-30 обнаружил воспламенение и падение неизвестного воздушного судна.

В 23:30 14 января мониторинговые каналы известили, что впервые за длительный промежуток времени активность БРЛС "Шмель" в Азовском море не наблюдается. Собственно речь идет об авиационной бортовой радиолокационной станции, которой оснащен самолет А-50.

Источники в Силах обороны и Главном управлении разведки МО подтвердили поражение А-50. В то же время официальных заявлений от наших военных или представителей власти по состоянию на 02:10 15 января не поступало.

Кстати, источники 24 Канала сообщили, что бортовой номер А-50 был RF-50601.

Утром 15 января командующий Воздушных сил Николай Олещук написал: "Это вам за Днепр! Горите в аду, изверги". Также отметил, что пока без деталей.

Уже через несколько часов Валерий Залужный подтвердил уничтожение воздушных судов врага.

Воины Воздушных сил Вооруженных Сил Украины уничтожили вражеский самолет дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и воздушный пункт управления противника Ил-22,
– заявил Главнокомандующий.

Залужный поблагодарил Воздушные силы за прекрасно спланированную и проведенную операцию в Приазовье.

Кстати, в Центре противодействия дезинформации СНБО метко потроллили оккупантов.

Чем важно уничтожение А-50

Эксперт по авиации Валерий Романенко после предыдущей операции в январе рассказал 24 Каналу, что самолет А-50 является важным для россиян, ведь ими фактически осуществляется управление ракетными ударами по Украине.

Эти борта – летучие радары, оборудованные радиолокационной станцией, позволяющей видеть абсолютно все сверху. Суда могут на малых высотах очень близко подходить к линии фронта, что делает невозможным работу украинской авиации.

Для российских воздушно-космических сил – это очень тяжелая и самая большая воздушная потеря в человеческом и материальном смыслах с начала войны. Потому что на борту А-50 летный экипаж составляет 5 человек и еще 11 операторов – высококвалифицированные офицеры в звании не ниже капитана. 16 человек за один боевой вылет россияне потеряли,
– подчеркнул Романенко.

Кстати, военно-политический эксперт группы "Информационное сопротивление" также рассказывал, что у оккупантов 9 таких самолетов, правда, 3 из них фактически небоеспособны.

"Один из них находится на модернизации, которую он до сих пор не прошел полностью, другие небоеспособны фактически потому, что они не подлежат ремонту", – подчеркнул Александр Коваленко.

Эксперт отметил, что в целом Россия не может сейчас производить такие самолеты. Они очень дорогие.

"Почти 400 миллионов долларов его цена. Но с учетом того, что А-50 сейчас не производятся и каждый из них уникальный делают этот самолет еще дороже для россиян", – отметил Коваленко.

Добавил, что такая потеря для агрессора означает, что у России значительно меньше возможностей по проведению разведывательной деятельности в воздушном пространстве Украины.

Они не только будут иметь меньше информации о пребывании украинской тактической авиации и не только в воздушном пространстве, а также не смогут дезориентировать свои самолеты тактической авиации и средства ПВО,
– подчеркнул эксперт.

Также Коваленко назвал уничтожение А-50 достаточно болезненной, серьезной, дорогой и репутационной потерей для страны-агрессора.

Потому что вместе с А-50 был поврежден Ил-22. И фактически это уникальный случай в мировой истории войн и конфликтов, когда одновременно два самолета такого уровня, такого функционала, уничтожаются или получают повреждения. Это уникальный случай. Такого еще в истории никогда не было,
– подчеркнул эксперт.

Кстати, в Defense Express отметили, что ВСУ снова пишут историю. Ведь до этого никто и никогда не сбивал самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. Украина сделала это уже во второй раз.

Эти машины стараются держаться подальше от переднего края и не заходить в зону действия ПВО противника. От нападения истребителей их защищает сопровождение, при этом сам самолет ДРЛО и будет их наводить на самолеты противника.

Как отреагировали на потерю в Кремле

В Кремле традиционно не признают свои потери в полномасштабной войне против Украины. Так, рупор Путина заявил, что якобы "не располагает информацией" о сбивании самолетов.

Также Песков добавил, что эта тема касается хода так называемой "СВО" (на самом деле полномасштабной войны против Украины), поэтому лучше обращаться в минобороны.

Кстати, российские пропагандисты в истерике настаивали, что "противник не имел никакого отношения к сбитию бортов". Мол, оккупанты сбили все сами.