Казалось бы, прошло всего-то две недели с того дня (23 октября) как военное издание Janes с придыханием рассказывало, как египетские ВВС получили первую партию многоцелевых истребителей МиГ-29М/М2, поставленных в рамках контракта на 46 истребителей, подписанного в 2014 году, как один из этих боевых самолетов разбился.
И вот, что может быть лучшей рекламой для истребителя, нежели его способность эффективно, долго и надежно служить на благо ВВС. Однако с МиГ-29 история совсем другая, и не имеющий аналогов в мире истребитель все чаще взывает вопросы, касающиеся не столько своих ТТХ, а тому, насколько качественное его исполнение нынче в России.
Читайте также: В Астраханской области России разбился Миг-29, пилот погиб
Прежде, чем продолжить мысль, хотел бы напомнить, что советский многоцелевой истребитель четвертого поколения, стал зарождаться в конце 1960-х, как ответ на американский McDonnell Douglas F-15 Eagle. Первый свой полет МиГ-29 совершил 6 октября 1977 года, а 15 июня 1978-го была зафиксирована первая известная авария нового советского истребителя, произошедшая в 10 километрах от аэродрома Жуковский. Причиной аварии стало падение давления в масляной системе ДУ с последующим разрушением компрессора и остановкой правого двигателя.
И все же, после доработок и многих часов испытательных полетов, в июле 1983 года МиГ-29 встает в строй, и начинается не только его эксплуатация в ВВС СССР, но и поставки в дружественные Союзу страны. За время производства МиГ-29 было выпущено более 1 600 истребителей, и до сих пор он стоит на вооружении 27 стран мира.
Но, возвращаясь к теме катастроф, вот что интересно. С 1978-го по 1991 годы было зафиксировано 15 аварий МиГ-29, не только в Союзе, но и среди всех стран эксплуатантов. Но с 1991-го, года распада СССР, количество аварий, как в России, так и среди стран эксплуатантов составило – 65. Из них, 13 катастроф произошло с 2014 года, а 6 истребителей принадлежали непосредственно ВКС России.
Причем, в самой России одна из последних катастроф с МиГ-29 случилась 5 октября, за день до 41-й годовщины первого полета истребителя. Теперь же Египет добавил половник дегтя в кружечку меда.
Читайте также: Террористы сбили украинский МиГ-29, пилот спасся, — штаб АТО
Таким образом, за все время существования МиГ-29, он 80 раз попадал в аварии и ЧП, причем с годами частота их периодичности лишь растет. В свою очередь, за время своей эксплуатации, McDonnell Douglas F-15 Eagle, сопоставимый с советским истребителем и выпущенный примерно в таком же количестве, отличился в разного рода ЧП лишь 20 раз.
Собственно, следующему покупателю российского истребителя стоит задуматься, насколько долго тот прослужит военно-воздушныим силам (ВВС) этой страны. И в данном случае к творению Микояна жестоко не столько время, сколько культура производства, явно деградировавшая в современной России. Техническое обслуживание и ремонтные работы также не блещут качеством, что уже заставило давнего партнера России – Индию – отказаться от новых покупок не имеющей аналогов в мире авиации.
А потому, падеж российских истребителей, являющийся следствием деградации производственных процессов, технической и технологической отсталости, а так же низкого уровня обслуживания, как в вопросах ремонта, так и модернизации, это не притянутая за уши тема, а суровая реальность.
И, уверен, египетское ЧП – это не последнее доказательство правоты всего вышеизложенного, и очень скоро мы станем свидетелями очередной катастрофы. Очень даже может быть, что из состава ВВС Сербии, ведь не за горами старт активных полетов подаренных этой стране российских "точек опоры".
Читайте также: Миг-29МУ1 – украинский вариант культового истребителя