В нее верили и в ней сомневались, но она вопреки всему сделала невозможное - дебют на Каннском фестивале и сразу - уважаемая награда.

"Я вас тоже поздравляю, я всех нас поздравляю, это хорошо. Но главное, что мы будем думать об этом фильме в Украине, как воспримем этот фильм", - говорит кинорежиссер Марина Врода.

Сейчас Марине 29. Впрочем, ее творческий нрав, который проявлялся с юных лет - сформировался еще в годы студенчества. Девушка поняла - она ​​хочет и может снимать, поэтому - пришла в Университет театра, кино и телевидения имени Карпенко-Карого.

"Как и все абитуриенты - пришла девушка. Ну потом фамилия, и она сама такая Марина Врода - ну что тут скажешь", - говорит кинорежиссер, преподаватель Михаил Ильенко.

Обучение ей удавалось сочетать с желанием творить. Так появились первые работы. Ее "Клятву" и "Дождь" увидели на фестивалях Европы. И снова, не в последнюю очередь - благодаря "железному" характеру Вроды.

"Бывают студенты, у которых через край тот творческий дух, но ничего не снимают. Я не могу сказать, что Марина как-то там фонтанировала, но она просто снимала, снимала то, что она хотела", - говорит кинорежиссер, преподаватель Михаил Ильенко.

"Марина приходила чаще положенного, спрашивая - "а взяли, а будет, хочу в конкурс", - говорит директор Украинского кинофонда Андрей Халпахчи.

"Я отправляла фильмы, диски на различные кинофестивали и или получала, или не получала ответ. Но с этого начался какой-то мой путь", - говорит кинорежиссер Марина Врода.

Путь в большое кино Вроде открыл Сергей Лозница, который как раз работал над фильмом "Счастье мое". Целеустремленная девушка и тут не дала себе затеряться среди множества помощников и ассистентов.

"Когда она четко видит, что хочет - для нее уже, кроме ее творческой цели - все остальное перестает существовать. Она стремительно и увлеченно идет к своей цели. Через конфликты, через ссоры, договоренности, но достигает того, чего она хочет, а для режиссера - это очень важно, а для режиссера-женщины - еще важнее", - говорит кинопродюсер Олег Кохан.

"Счастье" Лозницы попал в основную программу Каннского фестиваля прошлого года, что придало уверенности в собственных силах. И уже летом 2010 Марина Врода решается завоевывать Канны собственными силами. Пусть и не имеет ни связей, ни бюджета. Лишь сценарий, идеи и лето в запасе. Так появился победный "Кросс".

"Делать кино нужно с людьми, которые тебя понимают. Я не могу доказывать, почему мне нужен этот шар, или почему так долго трамвай едет в начале. Если продюсер будет приходить и не будет понимать - зачем мне снимать этот фильм - то я и не могу с ним делать этот фильм", - говорит кинорежиссер Марина Врода

"Марина ищет в том направлении, которое сейчас является самым дефицитным на наших экранах. У нас же мы лучше знаем американскую жизнь и российскую. Ну, из американских фильмов и российских сериалов", - говорит кинорежиссер, преподаватель Михаил Ильенко.

"Это фильмы, которые восстали не на заказ, а по любви. И тема не была коррумпирована никоим заказом, или финансовым, или каким другим. Они полностью высказывали свое мнение и это видно", - говорит кинодистрибьютор Богдан Батрух.

Бюджет фильма - 3 тысячи евро, все актеры - любители, найдены буквально на улице. Уверенность в возможности успеха украинки распрастраняется европейскими СМИ, она же сама, изменяя чрезвычайной уверенности собственной - в ожиданиях очень сдержанна.

"Были ли предчувствия - в преддверии меня спрашивали - есть ли шансы. Я сказал, что 1/9 есть, так как только 9 фильмов со всего мира были отобраны в конкурс короткого метра в Каннах, то 1/9 шансов уже была", - говорит директор Украинского кинофонда Андрей Халпахчи.

"Еще в институте, когда ты думаешь, если я одержу победу, что я скажу людям. Надо поблагодарить маму, папу. Всех. Мечтала когда-то - да, а сейчас, стоя здесь, я понимаю, что для меня это не будет так важно", - говорит кинорежиссер Марина Врода.

Но проходит несколько дней и уже 22 мая о Марине Вроде узнают все. Но "звездной болезни" у обладательницы "золотой пальмовой ветви" нет. Через несколько минут после объявления результатов - в голосе трепет волнения, но снаружи снова сама уверенность.

"С наградой ничего не будем делать. Знаю, на потолок вешают, маме дарят, друзьям, копию делают. Что делать? Надо работать дальше", - говорит кинорежиссер Марина Врода.

Правда, не скрывает, даже с высокой наградой, автор опасается - воспримут ли ее ленту на Родине.

"Но главное, что мы будем думать об этом фильме в Украине, как воспримем этот фильм", - говорит кинорежиссер Марина Врода.

И часть опасений Вроды сбылась. Украинская пресса, которая первой увидела фильм в Украине, преимущественно ленту не восприняла.

"Они имеют доверие к жюри в Каннах и знают, что это жюри, оно является очень профессиональным. А со другой - они говорят, так, как с современным искусством. Когда видят абстракцию и говорят - а я бы и сам так нарисовал. Это вещи, которые возникают из-за недостатка контекста", - говорит кинодистрибьютор Богдан Батрух.

"Мы находимся в так называемой информационной - раз, кино - 2, и культурной периферии и провинции. Нам уже ни Канны, ни Оскар, ни Берлин не авторитеты. Мы здесь и сами больше вас знаем. Украина - специфическая. Щедрая на таланты страна, но которая не умеет беречь, лелеять свой труд и талант других", - говорит кинопродюсер Олег Кохан.

Впрочем, уверенную Марину это не остановило. По крайней мере внешне. Девушка и дальше, теперь уже с удвоенной силой штурмует фестивальную публику. В планах и новое кино. Снимать, скорее всего, как и "Кросс", будет в копродукции с Францией.

"У меня конечно ревность возникает, но я пойму, если Марина станет французским режиссером. Жаль, что не украинским. Мы умеем рассеивать таланты", - говорит кинорежиссер, преподаватель Михаил Ильенко.

Коллеги по цеху уверены, за фестивалями кино Вроды должно попасть к зрителю. Ведь именно для него его снимали и именно они - в центре событий.

"Я думаю, что я может ее удивлю, но надо идти в кино, которое называется "кассовым". Потому что без любви зрителя, безумной, мы не выживем", - говорит кинорежиссер, преподаватель Михаил Ильенко.

"Фильм не может ограничиваться только фестивальными наградами, фестивальными показами", - говорит директор Украинского кинофонда Андрей Халпахчи.

"Чтобы быть успешным, надо быть спонтанным и открытым, как маленький ребенок, ко всем тем вещам, которые рядом с нами происходят в фильмовой индустрии. Это чрезвычайно сложно, потому что это индустрия, связанная с финансами, как остаться в индустрии - я не знаю, рецепта на это нет. Единственное, что мог бы сказать - иметь счастье в жизни, это всегда помогает", - говорит кинодистрибьютор Богдан Батрух.

Пока же вопрос проката открыт. Но главное успех Вроды дал всем украинцам еще одну возможность для гордости. А молодым и амбициозным, которые колеблются снимать-не снимать - повод рискнуть. Ведь Марина Врода доказала, даже если тяжело - все возможно.