Для этого разработали два законопроекта, в которых подготовили изменения в Налоговый кодекс и некоторые другие законодательные акты относительно "создания условий для детенизации расчетов в сфере торговли и услуг" и "мер по детенизации обращения торговли и услуг и унификации учета доходов и расходов физическими лицами-предпринимателями".

Это законопроекты соответственно № 6757 и № 6758. Отмечаем — пока они только внесены в Раду, но не рассмотрены (сейчас прорабатываются в комитетах). Также они должны быть обсуждены общественностью и собственно предпринимателями. Но для обсуждения нужно знать, что именно предлагают в этих документах.

Враг экономики

В Украине значительная часть хозяйственной деятельности осуществляется в секторе теневой экономики, говорится в пояснительных записках к законопроектам. Минэкономразвития Украины, оценивая масштабы неформальной экономики по четырем методам, определило "интегральный показатель уровня теневой экономики в Украине за январь-сентябрь 2016 года в пределах 35% от официального ВВП". При этом, предварительные расчеты Минэкономразвития по уровню тени по методу "Расходы населения — розничный товарооборот" за аналогичный период времени свидетельствуют, что доля теневой экономики достигает 51 процент ВВП. А это — искажение конкуренции, источник коррупции, недополучение государством поступлений в бюджеты всех уровней.

Поэтому, считают инициаторы законопроектов, нужно "внедрение отдельных мотивационных мероприятий, направленных на вывод из теневого оборота доли наличных расчетов и "отбеливание" обращения товаров, реализуемых без официального отображения теми субъектами хозяйствования, которые согласно Закону не освобождены от обязанности применения регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг, однако реально их не используют".

"Даже сети магазинов по продаже электроники, ювелирных изделий, одежды и обуви и многих других предметов высокого ценового сегмента перешли на работу с использованием физических лиц-предпринимателей, относящихся к плательщикам единого налога второй и третьей группы, которые регистрируются на наемных работников владельцев такого бизнеса четко идентифицировать которых в правовом поле как наемных работников фактического владельца определенного бизнеса на сегодняшний день невозможно", — пишут в пояснительной записке. И добавляют, что "распространены случаи, когда реальные крупные компании (не оформлены как такие юридически) используют по 300 и даже по 7000 физических лиц-предпринимателей — субъектов упрощенной системы налогообложения (а в отдельных случаях их число может составлять до 18), которые на самом деле работают на владельцев крупного бизнеса и помогают им в оптимизации уплаты налогов. По оценкам экспертов на 01.10.16 года из всех зарегистрированных в Украине ЧП около 65% фактически не ведут собственного малого бизнеса, а просто используются как "внутренний офшор" третьими лицами — реальными владельцами бизнеса.

Все это приводит к "существенному занижению задекларированных ими объемов дохода, искусственному занижению доли уплаты налогов субъектами упрощенной системы налогообложения в официальной статистике и создает впечатление, что якобы доля уплаты налогов этими субъектами в общем объеме уплаты налогов незначительна".

Как предлагают "отбеливать"

Причиной массового "мигрирования" в тень ряда крупных и средних торговых компаний, которые злоупотребляют упрощенной системой налогообложения (УСН) законодатели считают отсутствие действенного механизма контроля оборота товаров и объема доходов субъектов УСН.

Чтобы решить эти проблемы законопроекты предлагают следующее.

• Ввести единую форму учета доходов и расходов в виде книги учета доходов и расходов для всех ФЛП с перечнем вполне простых и понятных обязательных пунктов;

• определить обязательства хранения первичных документов, подтверждающих расходы ФЛП в течение 3-х лет;

• ввести упрощенный учет затрат по унифицированной форме только тем субъектами упрощенной системы налогообложения 2 и 3 групп, которые не освобождены от обязанности применения РРО (регистраторов расчетных операций);

• урегулировать обязанности применения РРО при осуществлении торговли дистанционным способом;

• ввести применение РРО для ФЛП, которые в основном используются в целях легализации теневого оборота технически сложных бытовых товаров, ювелирных изделий и лекарственных средств независимо от площади места осуществления деятельности;

• урегулировать вопрос срока передачи наличных денег в кассу или сдачи их в банк для перевода и зачисления на банковский счет продавца — при осуществлении продажи товаров дистанционным способом, то есть решение проблемы так называемого "кассового разрыва".

Плоды борьбы

Создатели законопроекта видят их так: "повышение прозрачности расчетных операций, вывод значительного количества товаров из теневого оборота будет способствовать созданию благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину, ликвидации распространенных схем оптимизации налогообложения, что позволит увеличить доходы как государственного, так и местных бюджетов. Контрабанда отдельных товаров или ввоз их с применением других схем может стать экономически невыгодной, поскольку осуществить продажу таких товаров за неучтенные наличные средства станет практически невозможным".

А вот аналитики бизнеса увидели в законопроектах еще и другие потенциальные "плоды".

Охота на конкурентов

В том виде, в котором сейчас есть законопроекты, они содержат несколько "лазеек" и инструментов для нечестной конкуренции и "охоты на ведьм".

В частности, согласно законопроекту №6757 создается еще один портал с электронным кабинетом покупателей. Там будут регистрироваться физлица-покупатели и могут жаловаться на субъектов хозяйствования о неправильности выбитого чека — это хорошо. Но это требует дополнительных расходов государства на создание/поддержку портала.

Кроме того, покупатель может написать жалобу и налоговая обязана прийти и проверить предприятия. На первый взгляд — это положительно. Но через этот механизм конкуренты или покупатели могут забрасывать предпринимателя проверками.

Покупатель, который написал жалобу, приглашается на проверку. Это хорошо. Что-то похожее на народный контроль. Но это может привести к появлению контроллеров, желающих заработать на ошибках предприятия, поскольку в случае обнаружения ошибки покупатель получает денежное вознаграждение в виде возврата цены покупки.

Кроме того, если проверка покажет, что вы честный субъект хозяйствования, а покупатель действует в интересах конкурента или в других интересах — тот, кто написал жалобу, не несет ответственности. А субъект хозяйствования просто тратит свой временной и человеческий ресурс.

Согласно нормам законопроекта №6758 налоговая, придя в магазин, может запосить правоустанавливающие документы. Причем нет уточнения, на что именно. Это дает большой коридор для маневра проверяющим, так как правоустанавливающий документ может оказаться и документом на вывеску, на дом и тому подобное.

Все, в том числе ФЛП, должны вести книгу расходов. То есть, бухгалтеры будут не только вносить данные о расходах в учет, но и писать это в книгу.

"РРО всем" означает, что иметь его нужно будет всем, кто проводит независимую профессиональную деятельность: нотариусам, адвокатам, репетиторам, таксистам и тому подобное.

Также в законопроекте есть новые требования по регистратору расчетных операций тем, кто не имеет РРО третьего поколения. Причем теперь использовать РРО можно только того субъекта, который одновременно: производит/продает/обслуживает (через свои центры) или поставляет/продает/обслуживает (через свои центры) РРО.

Весь е-коммерс должен выдавать чек сразу после оформления заказа (даже без предоплаты). Исключений нет. Субъект хозяйствования должен в течение 24 часов внести деньги на счет за товар/услугу. Не предусмотрено, как отменить чек, если клиент отказался покупать товар/услугу.

Согласно проекту закона есть исключения могут не использовать РРО — это сегодняшняя первая ФЛП (бытовые услуги населению). Однако пункт "если осуществление хозяйственной деятельности проводиться в одном месте" может создать "лазейку" для серых продавцов.

Как оценивают законопроекты эксперты по дерегуляции бизнеса

Эксперт аналитической организации BRDO Павлина Яремчук пояснила в комментарии сайту "24": "Законы, которыми урегулирован оборот наличных денег в Украине, создали экономическую реальность, в которой субъектам хозяйствования "выгоднее" работать в тени, поскольку процедура установления РРО слишком сложная и длительная, а стоимость самого аппарата и его годового обслуживания составляет значительную долю прибыли малых субъектов предпринимательской деятельности.

Но предложенные законопроекты не направлены на создание эффективной понятной и действенной системы норм в сфере регулирования обращения наличности, которая была бы лишена указанных недостатков.

Напротив, авторы законопроектов предлагают увеличить количество документов, которые необходимо заполнять и сохранять субъектам хозяйствования, и установить новые штрафы за несоблюдение этих дополнительных требований.

Итак, по нашему мнению предложенные изменения не обеспечат должного уровня детенизации и оптимизации деятельности субъектов хозяйствования. Более того, дополнительное административное бремя может выталкивать в тень тех предпринимателей, которые, несмотря на все проблемы, продолжали работать в соответствии с требованиями законодательства.

Только введение удобной и необременительной процедуры регистрации РРО и значительное уменьшение расходов на них со стороны субъектов хозяйствования будет способствовать добровольному и надлежащему применению регистраторов расчетных операций и, как результат, увеличению поступлений в бюджет Украины".

Читайте также: "Рыночный полет" цен на продукты питания: теперь подорожает или подешевеет?