Что будет с ценами на бензин?

К спиртовой новации, внедренной ещё в прошлом году бывшим министром энергетики Юрием Бойко, оказались неготовыми ни производители биоэтанола, ни нефтетрейдеры. Ведь в Законе о производстве и использовании моторных топлив с содержанием биокомпонентов не прописана техническая составляющая: кто, где и как будет разбавлять бензин спиртом.

Кроме того, этанола отечественного производства пока мало, для обязательного добавления во все топливо его придется импортировать. А это неизбежно отразится на цене бензина, убеждают участники рынка.

4,50 грн. - это только на налогах. И, конечно, нам, как операторам, необходимо построить инфраструктуру под прием и смешивание этого горючего. Это новые линии, новые резервуары, это ещё минимум 50 коп. на литре. Итого мы считали, и это объективно, не менее 5 грн. на литре. Это создаст патовую ситуацию в экономике, - считает GR-директор сети АЗС Андрей Пасишнык.

Авторы идеи утверждают, что цена наоборот может уменьшиться за счет меньшей стоимости биоэтанола. А мощности отечественных спиртовых заводов, по словам министра агрополитики Николая Присяжнюка, вскоре доведут до необходимых рынку 260 тысяч тонн в год.

Для нас важно сегодня не только обеспечить внутренний рынок. Для нас важно эту продукцию и экспортировать. Тем более мы видим, что Европа вынуждена импортировать технические зерновые культуры и приостанавливает свою динамику производства биоэтанола, - объясняет министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк.

Эксперты потребности в спирте оценивают в 300-400 тысяч тонн в год. Чтобы производить его достаточно, нужны миллионные инвестиции, которых пока не предвидится, - рассказывают в Укрспирте.

Впрочем, импортный этанол будет в бензине, или отечественный, он не только увеличит расход топлива, а может и навредить двигателям, разъесть резиновые детали, - предупреждают противники новации. Ведь большинство автомобилей в Украине не рассчитаны на "зеленое" топливо.

"Зеленое топливо". Проблемы будут

Биоэтанол - прекрасное топливо. Характеристики его замечательные. Но дело в том, что двигатели для автомобилей заводы-производители конструировали для использования бензина. А биоэтанол по физико-химическим свойствам значительно отличается от бензина, - говорит директор Государственного автотранспортного научно-исследовательского института Виктор Устименко.

"Могу сказать, что проблемы будут. Где-то 2/3, ну точно половина автомобилей, которые используют наши граждане, это машины старше 10 лет. У них будут колоссальные проблемы при использовании такого топлива. А если говорить об автомобилях с карбюраторами, то, я думаю, это вообще будет печальная картина", - рассказал начальник отдела развития сервиса "Укравто" Александр Чаленко.

Зато специалисты в области альтернативной энергетики утверждают, что биоэтанол улучшает характеристики автомобиля. К примеру, в США или Бразилии доля спирта в бензине превышает 20%. В Украине же использование био-компонентов в перспективе может покрыть до 80% потребностей в топливе.

"Если мы сегодня отсрочим на время введения этого закона, мы опять же отсрочим развитие "зеленого топлива", у которого в Украине огромный потенциал, и которое однозначно полезно для энергонезависимости в контексте использования жидкого топлива", - считает председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин.

Почему против этого нефтяники? Они просто не хотят вкладывать лишние средства в модернизацию инфраструктуры по хранению и транспортировке. Ведь использование биоэтанола предусматривает высшую экологическую культуру. То есть нужны более чистые резервуары для хранения, перевозки и т.п., - объясняет президент АПЕУ Виталий Давий.

Через три года закон предусматривает увеличение минимальной доли спирта в бензине с 5 до 7%. Впрочем, в конце августа в парламенте зарегистрировали законопроект о его отмене. Но если в следующем году бензин всё же будут разбавлять спиртом, эксперты прогнозируют существенное ухудшение его и без того низкого качества, но уже по большей цене. Кто не захочет рисковать своим автомобилем, придется ставить газовое оборудование, или всё же модернизировать двигатели под биоэтанол.