Действительно, украинские города не выглядят как европейские.
Читайте также: Украина в Doing Business-2019: почему мы надеемся войти в "десятку" по строительному показателю
К сожалению, красивые панорамы искажаются домами-гигантами, "не к месту" в исторической застройке появляются высотки, которые перекрывают весь вид и жмутся друг к дружке из-за отсутствия свободного места.
Уже практически типичная картина города – огромные многоэтажки, отсутствие зеленых зон и благоустройства территорий, нехватка социальной инфраструктуры и так далее. Причин такой ситуации две – несовершенство строительных норм и их невыполнение застройщиками.
Действительно, в Украине многие ДБН (государственные строительные нормы), по которым ведется строительство, устарели, не учитывают современные условия и необходимые для нынешних реалий ограничения. Сейчас из 109 действующих ДБН ¼ часть устарела и требует скорейшего обновления. К примеру, один из важнейших ДБН – по градостроительству, планированию и застройке населенных пунктов – действует с 1992 года.
Минрегион сейчас активно работает над обновлением этой нормативной базы. Пересмотр ДБН – одна из приоритетных задач министерства начиная с 2017 года. И наша главная цель – безопасность и комфорт людей. Это самое важное.
С 1 августа вступит в силу новый ДБН по планированию и застройке населенных пунктов – базовый, очень важный документ, в котором прописаны основные правила современного градостроительства. Какие некоторые новые нормы застройки в нем есть?
Нормирование высотности застройки
Мы вводим новое понятие "голубые линии", которые будут регулировать ограничение застройки по высоте и силуэту, что поможет гармонизировать пространство наших населенных пунктов и значительно уменьшить проблему хаотичной застройки. Наверное это странно, но сейчас в Украине не существует норм по ограничению высотности застройки. Такие ограничения как раз и вводятся новым ДБН.
Читайте также: Легализация частных самостроев: украинцы должны ответственно отнестись к этой возможности
Еще одни линии ограничения высоты строительства – "желтые линии" – направлены на обеспечение безопасности людей. Это ограничения максимального распространения завала зданий в случае их разрушения при чрезвычайной ситуации. То есть, чем ближе здание находится к эвакуационным путям – как правило это магистральные улицы городов – тем ниже оно должны быть. Более высокие здания должны строиться дальше от таких дорог. Таким образом, "желтые линии" должны предотвращать возможное перекрытие путей эвакуации.
Для регулирования высотности, а также плотности строительства новым ДБН предусмотрены и другие изменения.
К примеру, устанавливается процентное ограничение новой застройки в зависимости от этажности. Суть – чем выше этажность здания, тем меньше % застройки территории. Это нововведение сможет предотвратить сплошную застройку всех участков земли без создания соответствующего благоустройства территории, комфортного для ее жителей. Сейчас отсутствие граничных параметров застройки по этажности приводит к частым случаям застройки до 90% или даже 100% всего участка – без детских садов, скверов и игровых площадок и даже хоть какого-нибудь озеленения территории.
Как это будет работать: для проектирования жилых домов выше 11 этажей предусмотрена застройка не более 30% земельного участка, остальная земля – под благоустройство (зоны отдыха, детские площадки и иное благоустройство). Если же этажность застройки до 4 этажей, то застроить можно 45% территории и так по схеме 5-8 этажей – 40%, 9-10 этажей – 35%.
Чем выше здание, тем больше людей живет в доме и нуждается в комфортных условиях проживания и обустройстве прилегающей территории.
Еще одной нормой, которая будет регулировать высотность застройки, станет ограничение этажности жилых домов в зависимости от размера населенного пункта, так называемое ранжирование высотности в зависимости от их классификации и численности населения. Это позволит планировать дальнейшее развитие населенных пунктов, учитывая возможности их инфраструктуры. Ведь сельская местность не имеет достаточной инфраструктуры.
Читайте также: Работа по созданию безбарьерного пространства в Украине только начинается
Плотность застройки
Наши города должны быть комфортными и безопасными для проживания, а не превращаться в каменные джунгли. Поэтому мы устанавливаем границы максимальной плотности застройки. Норма плотности действовала и до этого, но есть нюанс. Была прописана максимальная плотность населения 450 человек на гектар, но при этом она могла неограниченно, в разы, увеличиваться при "соответствующем обосновании" и доходить до 1000-2000 человек на гектар. На практике это могли быть любые обоснования, и они принимались. То есть, кто как хотел, так и обосновывал необходимость такого увеличения. Как результат – в больших городах земельные участки могли превращаться в сплошную застройку.
Теперь, чтобы исключить такую возможность и предоставлять комфортные условия для проживания жильцов в новом ДБН устанавливаются границы плотности 150-450 человек на гектар, и эту плотность можно увеличить максимум только на 20% (до 540 человек на гектар) и только при обязательных одновременных условиях:
- наличие на территории микрорайона подземных или многоэтажных гаражей для авто и велосипедов,
- наличие встроенно-пристроенных детских садов на территории и открытых зеленых террас в жилых и общественных зданиях на территориях
- наличие объектов повседневного обслуживания в территориальной доступности.
Зеленые зоны и благоустройство
Еще один новый термин в ДБН – "зеленые линии". Это также ограничения, но уже в части застройки в зеленых территорий. То есть, они определяют границы озелененных, ландшафтных и рекреационных зон, которые ни при каких обстоятельствах нельзя будет застраивать. Во-первых, это сбережет ценные зеленые территории населенных пунктов и сократит до минимума появление незаконных застроек в таких зонах и сделает генеральные планы наших городов более защищенными. Что важно. Все эти линии ограничения будут определяться градостроительной документацией в каждом населенном пункте.
Для того, чтобы в жилых районах было комфортно и удобно, новыми нормами запрещается размещать парковки внутри дворов. При этом обязательным требованием является обеспечение беспрепятственного проезда и доступа ко всем помещениям здания спецтехники. В частности, пожарные машины должны иметь подъезд к дому со всех сторон, а также круговой проезд вокруг дома – это безопасность. Паркинги могут быть подземными либо вынесены за территорию. Кстати, в центральных и исторических районах теперь будет разрешено проектировать исключительно подземные парковки, чтобы разгрузить от огромного количества припаркованных авто.
Это не единственные изменения. Их очень много и все они направлены на комфорт и безопасность людей. Мы будем постоянно приводить наши ДБН в соответствие с современными реалиями и новациями в строительстве, ведь технологии не стоят на месте. Поэтому работа над усовершенствованием норм продолжается.
Читайте также: Сколько жилья строят в Украине и нужно ли это украинцам