Все, правда, знали и другое, что предпочтение в школе отдают детям богатых и именитых родителей, кто в дальнейшем будет школе помогать финансово, а на все денежные поборы (окна, двери, ремонт туалета, телевизоры, новые полы, шторы, мебель и прочее) будет отдавать деньги без скрипа и по первому требованию.

Читайте также: Донбасс вернется в состав Украины, — Бессмертный

Но для простых "смертных" была негласная такса – 200 долларов директору, и ребенок с любой эрудицией и интеллектом тоже попадет в эту школу. Родители со средним достатком вспоминают те десять лет как тотальный кошмар – бесконечные поборы, прессинг на вылет по знаниям, прессинг от одноклассников из-за одежды. Но результат того стоил! Да, были нюансы, куда уж без них.

Английский с первого класса. Немецкий или французский язык на выбор с пятого класса. После китайский. Школа исключительно гуманитарная, математиков не готовила, считали, что со свободным владением "иностранным" математика никому не нужна.

Многие детишки еще в школе "подвязывались" зарабатывать себе карманные деньги репетиторством и переводами – кто-то занимался с малышами, кто-то переводил на заказ тексты, кто-то пропадал в брачных агентствах. Родители только рады были – и практика, и живые деньги ребенку. Конечно, поступить на языковой факультет любого местного вуза для выпускников этой школы был вообще не вопрос. Хотя родители смотрели шире – считали, что язык уже есть, нужна теперь нормальная специальность.

Даже будучи школьниками, ученики старших класов занимались с детками
Даже будучи школьниками, ученики старших класов занимались с детками

А на деле выходило так: кто пять лет в вузе не стоили ничего против десяти лет в языковой школе, и даже с дипломом о высшем образовании очень многие так и зарабатывали своими еще школьными знаниями – переводчиками, репетиторами, а кому повезло выезжали за границу с очень хорошим разговорным английским.

Правда, в каждом случае такого вот успеха все было не так просто – родители с первого класса нанимали репетиторов. Сначала по одному языку, потом по двум. И, конечно, с усиленными дополнительными занятиями ребенок овладевал-таки языком. Школа говорила – вооот! Кто-то сомневался? И если родители имели какие-то претензии, что математики ребенок не знает, а языку его научили все-таки больше на частных занятиях, чем в школе, ответ был всегда один – учиться нужно было лучше, у каждого разные способности.

После войны репутация школы осталась прежней, но учителей почти не осталось. Выехали кто куда, даже в Китай. Директор ушел в другую школу. Родители по-прежнему стараются отдать ребенка именно в 36-ю школу, репутация у нее языковой школы завидная. На второй язык худо-бедно учителя находятся, ни о каком китайском и речи уже нет – некому учить. И в местные вузы на лингвистические факультеты ребенок-то после школы поступит, но что дальше?

Знакомая шепчет мне:

"После десяти лет в школе, после кучи денег на репетиторов, моя дочь говорит на двух языках. Она уже с шестого класса подрабатывала. Но что дальше? Сейчас учится здесь на переводчика, куда пойдет работать, ни она, ни я не знаем. Лучший вариант – остаться на кафедре или выезжать. Дочь не скрывает, что за три года в вузе она только деградирует".

Читайте также: Донбасс стал головной болью для России, — Foreign Policy