Децентрализация в Украине набирает обороты, и все мы наблюдаем, какой толчок эта реформа дает развитию других сфер и процессов в нашей стране.
Уже создано 413 объединенных территориальных громад, которые получили право самостоятельно развиваться на благо своего родного дома. В первом квартале 2017 года были проведены первые местные выборы в 47 ОТГ, которые объединили 232 сельские, поселковые, городские советы с численностью населения 470 тыс. людей.
Читайте также: Децентрализация – конфеты и пряники для украинских городов
Эти процессы формирования громад регулируют уже принятые и вступившие в силу законы о добровольном присоединении территориальных громад, о местных выборах в ОТГ и о статусе сельских и поселковых старост.
При этом, к сожалению, ситуация такова, что большинство созданных громад, с преимущественно сельским населением не имеют стратегического видения собственного будущего, не сформулировали стратегий, не имеют программ градостроительного развития.
Наибольшая потребность в обновлении генеральных планов приходится именно на села, в которых проживает треть населения Украины. 92,8% всех сел не имеют актуальных генеральных планов, поскольку они были разработаны еще 30-40 лет назад.
Новосозданные громады сталкиваются с целым спектром проблем. А именно:
- невозможность осуществления полномочий по распоряжению землями за пределами населенных пунктов без утвержденной документации по пространственному планированию;
- невозможность предоставления исходных данных (градостроительных условий и ограничений) для проектирования объектов;
- невозможность осуществления полномочий в сфере градостроительства на уровне объединенных территориальных общин.
Кроме того, за последние годы значительно снизилось доверие людей и к властям, и к застройщикам из-за игнорирования мнения граждан при обсуждениях будущего градостроительного развития населенных пунктов.
В апреле этого года в парламенте был зарегистрирован проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О регулировании градостроительной деятельности" (законопроект №6403), который как раз вносит изменения в нормативные акты, регулирующие градостроительную деятельность, чтобы устранить законодательные коллизии и тем самым решить эти озвученные выше проблемы.
26 мая один из авторов этого законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и ЖКХ Дмитрий Андриевский презентовал этот проект на Конференции "Развитие территорий. Насущные проблемы градостроительной документации".
Что же предлагает этот проект?
Предлагается ввести новый вид документации по пространственному планированию – План объединенной территориальной громады. Он разрабатывается на всю территорию ОТГ, в том числе, и на территорию населенных пунктов, входящих в состав общины. Заказчиком такой документации становится Исполнительный орган местного самоуправления, который будет выполнять функции управления процессами градостроительного развития самостоятельно.
Читайте также: На старт, внимание… реформируем!
Таким образом, разработка комплексного Плана объединенной территориальной общины, вместо нескольких отдельных документов (схемы планированияки территории, схемы планировки территории общины, генеральных планов отдельных населенных пунктов) значительно упростит процесс градостроительного проектирования. При этом сократятся общие сроки на разработку, согласование и утверждение документации, а также, расходы местных бюджетов. Не менее важно и то, что это откроет возможности для более быстрого привлечения инвестиций в регионы.
Другим же важным аспектом законопроекта является расширение влияния общественности на принятие решений. Это достигается благодаря расширению перечня процедур общественных слушаний и общественных обсуждений, обнародованию всех этапов принятия решений по планировочной документации, а также обязательной государственной экспертизе детальных планов территории для профессиональной поддержки общественной позиции и ответственности местных органов власти.
Проект закона разработан именно в интересах объединенных территориальных громад и нацелен на повышение эффективности их функционирования и развития, закладывает основы нового уровня жизни населения в сельской местности. Он даст толчок к реализации социально значимых проектов регионального развития в громадах.
Читайте также: Чтобы реформа не разочаровала: каких шагов требует децентрализация