С экранов местного телеканала и радио звучат призывы вступать в ряды ополчения, где обеспечат всем с первой минуты. Обещают трехразовое питание, выдачу обмундирования и оружия, денежное довольствие, а тут – военторги.

Вчера я увидела на центральной Советской улице города очередной военторг – магазин обмундирования, нашивок и обуви. На рекламном плакате заманчиво красовались барышни в минимуме военной одежды, больше смахивающие на рекламу сексшопа. У одной было лицо молодой Джоли, вторая – типичная порнозвезда. Я часто вижу барышень-военных. Они ни капли не похожи на этих красоток с рекламных плакатов. Обычно военные барышни – это крепкие девушки с косой саженью в плечах, в брюках, туго обтягивающих бедра размером за 50.

Я хорошо знаю, что одежда имеет свой круговорот – уволившиеся сдают обмундирование, сдают его и отбывающие в родные пенаты россияне. А потом эту же форму получают следующие командировочные. Кто, в таком случае, клиент магазинов камуфляжа? Те, кому досталась одежда уж слишком б/у или не их размера? Помню историю, когда один из "ополченцев" не мог получить берцы своего 47 размера и готов был купить любые, хоть мало-мальски подходящие.

А вообще с обувью, в отличие от одежды, туго. Если одежда может быть большой, но пригодной для использования, то обувь все-таки нужна своего размера, поэтому часто "служат" в своих собственных ботинках. Я бы могла предположить, что на военный стиль падка молодежь, но я работаю с молодежью, и одеты молодые люди во что угодно, но точно не в военную форму или ее отдельные элементы. Максимум – нашивка "Вежливее люди" или георгиевские ленты, которые вплетают в волосы или носят как напульсники. Но это настолько привычно, что практически не заметно.

Еще удивление – повальная символика "ЛНР" на лотках торговцев дребеденью и канцелярией. Я как житель Луганска вряд ли куплю себе магнит "ЛНР" или "Равняйся на Захара" с фотографией Захарченко. Тоже маловероятно, что я прикуплю за 30 рублей изображение Путина в солнцезащитных очках или с собакой в обнимку и подписью "Самый вежливый из людей". Кто обычно покупает магниты? Правильно – туристы. Мы все привозили магниты из отпуска и дарили их друзьям-коллегам как сувенир из солнечной страны. Наверняка, у каждого есть своя коллекция магнитов на холодильнике из поездок. Выходит, что основные покупатели магнитов у нас – российские военные, для которых поездка к нам – командировка в диковинное место, приравниваемое к командировке в горячие точки.

Мои знакомые искали год назад магнит в подарок своему российскому куратору, чтобы мог увезти чуток Луганска на память в свой безымянный российский город (они так и не узнали, откуда он и как его зовут по-настоящему). Воображаю себе штат менеджеров рекламной фирмы, которые генерируют идеи, разрабатывая очередной магнит. Особенно поразил магнит с разрушенным Луганском. Хотя чему уже удивляться...

А вообще, самый цимис – товары украинского производства. Покупала сегодня комнатные тапочки. Продавец вводил в экскурс – эти 200 рублей, эти хорошо берут – 250 рублей, а эти – украинские – 450 рублей. То есть украинские – самые дорогие и, если верить продавцу, самые качественные из ее богатого ассортимента.

Ищу растительное масло. Все российское и вдруг, опля! "Олейна" за 130 рублей за 1 литр. Российские литровые бутылки от 70 до 90 рублей. То ли украинский товар действительно лучший, то ли везут его через Америку боингами.

А вообще доверительное пришептывание: "Берите, не пожалеете, это качественное – украинское" можно услышать все чаще. В 90-е гонялись за иностранным товаром, а сейчас в тренде все украинское. От паспортов до хека.

Читайте также: Письмо из Луганска: жизнь расставит все на свои места, хотя когда это будет?