Примерно год тому назад украинский читатель смог перестать жаловаться, что на книжном рынке нет отечественного автора, пишущего яркие приключенческие книги. Именно тогда был презетован «Бот» Макса Кидрука.

Первый технотрилер нашей литературы пошел «на ура» - сейчас в Украине допечатали уже третий тираж. А на интернет-форумах чаще всего читатели применяют к «Боту» эпитет «захватывающий».

Между тем Макс Кидрук уже успел издать ещё одну приключенческую книгу, с промотуром которой ездит по городам Украины. Он отбивается от вопросов об участии в выборах и усиленно изучает квантовую физику - ищет в ней идеи для сюжетов. А ещё утверждает, что хотя и является автором массовой литературы, конъюнктуру особо в счет не берет.

«Кидрук, это сложно!»

- В твоих книгах много научных фактов и технических описаний. Когда ты пишешь - думаешь о том, будет ли всё понятно читателям?

- Вот я сейчас пишу новый техно, где рассказываю о катастрофе самолета. И там описываю много подробностей о самолете, авиации, вертикальном стабилизаторе. Окей, это не просто. Но я описываю простыми словами, не употребляю формулы и не использую уравнение Бернулли. Разжевываю настолько, что поймет даже третьеклассник.

Кроме того, всегда тестирую свои книги - раздаю их ридерам. Они могут сказать: «Кидрук, это сложно!» Или «Кидрук, это лишнее!». То есть интеллектуального разрыва между собой и читателем я не боюсь.

Если же вам не интересно, почему железная труба с прикрученными турбинами весом 100 тонн держится в воздухе, тогда не читайте вообще!

- Твои ридеры - это твои друзья?

- Нет, друзья никогда не скажут правду. Это мои знакомые, которых я считаю профессиональными читателями. Например, редактор отдела «Культура» журнала «Корреспондент». Люди, которые читали много книг, но которые не являются, например, инженерами по образованию. Поэтому они могут сказать, где сложно.

Кстати, сейчас я вникаю в квантовую физику, что очень трудно понять. Но она дает много сюжетов, которые никто раньше не придумывал.

Почему это важно? Меня на днях задалбывал один паренек: «Я написал роман в пяти книгах "Хромосома Христа" о том, как клонировали Иисуса». Казалось бы, какая прикольная идея!

Я ему дал список из семи книг иностранных авторов, из которых пять были переведены на русский. Они написали похожие романы («Святая кровь», «Год зеро» и т.д.). Но этот чувак о них даже не слышал - какого же черта он прется в этот бизнес? Что нового он может написать?

Флагман ниши

- А когда «Бот» только выходил на рынок, не было страха, что он не «пойдет»? Новый жанр могли и не принять.

- Ясно, что боялся! «Бот» уже перевыдавался третий раз. Но первый тираж был «аж» 3000. Для меня это мало.

Однако и я, и издательство понимали, что становимся на хрупкий лед. Жанровая книга, приключенческая, трэшевая, без соплей.

Она не об УПА, казаках и не об украинском селе, что вообще - шок для современной украинской литературы. Мы все боялись - рисковали.

Но моя книга выстрелила - и сейчас я флагман огромной ниши.

- Риск заключался в том, что для большой части читателей почти грех читать приключенческую литературу, потому что признает только «высокую полку»?

Я не отрицаю глубокую литературу, но эти люди не понимают, что вся литература держится на жанровых книгах, которые дают деньги. Если ее не будет - не будет и высокой полки. В отличие от того, что есть у нас.

Я не ориентируюсь на спрос. Просто есть книги, которые мне по ночам спать не дают - так нравятся. Например, то, что писал Майкл Крайтон, Джеймс Роллинс, Стив Берри. И я просто создал книгу, которая понравилась мне, как читателю. Издал ее - и оказалось, что не прогадал.

Успех «Бота» подтверждает и успех «Твердыни», которая заняла топ-строки продаж через четыре дня после появления в магазинах.

Пишу реальные истории, а не романы с хэппи-эндами

- «Твердыня» - это психотрилер. Итак, ты разбираешься в психологии?

- Это уже не мне судить. Я сделал то, что, как правило, никто не делает в книгах, - убил одного из главных героев. Это не необходимая смерть - даже ридеры говорили не убивать героя.

Если на меня матом кричали, почему я убил героя и не наказал его убийцу, - я понимаю, что они поверили в эту историю. Их реакция означает, что я достиг своего.


- А всё-таки - зачем же ты убил главного героя «Твердыни»?

- Потому что я пишу реальные истории о жизни, а не романы с хэппи-эндами. Мне безразлично, понравится ли моя история - но мне важно, поверит ли в нее читатель. Если поверит - независимо от того, будет ли он прыгать от счастья под потолок или стоять над умывальником, он пойдет и купит следующую книгу.

Когда-то дорасту до уровня Хемингуэя

- Лет через 50, когда твое творчество уже можно будет оценить сполна, каким автором хочешь остаться для украинцев?

- Пока я лет восемь буду писать триллеры. У меня есть идеи, которые только «наклевываются» - и это идеи серьезнее, чем триллеры. Я обожаю и Фицжеральда и Хемингуэя, и Льосу. Думаю, что в какой-то момент должен дорасти до историй их уровня. Уже сейчас есть соответствующие задумки.

Однако мне 29, но чувствую себя лет на 18. И сейчас меня «прут» триллеры - я это читаю и это пишу.


- Один из стандартных вопросов всем творческим людям: «Что вас вдохновило?». Тебя он не раздражает?

- Меня много вопросов раздражает. Но они составляют четверть моих презентаций, поэтому я смирился.

Если же кому-то интересно, что меня вдохновило на «Твердыню», - заходишь в книжный магазин, открываешь две последние страницы - и там расписано, из чего вышла идея.

Если интересно меня увидеть — почему за это не заплатить?

- Кто занимается организацией твоих промотуров по Украине?

- Работу организовываю я сам. Деньги на мой приезд ищут люди на местах. Теоретически, это должен делать литературный агент. Но в этой стране нет экономического обоснование, чтобы то, что делаю я, делал литагент. А я должен делать это, потому что этим живу.

Так же буктрейлеры к книгам делаю сам. Серьезный буктрейлер стоит примерно полторы тысячи долларов. Никто из издательств сейчас такие деньги в буктрейлер не кинет. Поэтому оставалось изучить монтирование видео - и делать буктрейлеры самостоятельно.

- Есть ещё вероятность того, что ты приедешь в какой-нибудь город бесплатно, да ещё и не будешь нуждаться в оплаченном проезде и проживании?

- Уже нет. Из-за насыщенного графика я сейчас даже должен даже отказывать в презентациях, которые полностью оплачены. Скажем, не попадаю в Луганск, потому что в те дни, когда там есть предложение, у меня всё «забито» встречами с читателями в других городах.

Промотур в поддержку «Бота» стал самым масштабным продвижением книги по количеству городов, презентаций и аудиторий за всю историю независимой Украины. Хотя с «Твердыней» я однозначно попробую его переплюнуть.

Я полтора года жил в Европе. Это меня многому научило, однако главное - что любая деятельность должна оккупировать сама себя. Если этого нет - ты что-то неправильно делаешь.

Если кому-то интересно услышать мою историю, купить мои книги, - то почему он не должен хотеть за это заплатить?

- А как насчет соцсетей? Макс Кидрук ведет свои страницы в Facebook и Вконтакте самостоятельно?

- В соцсетях страницы добровольно администрируют два человека. На сообщения отписываю сам. Но если что-то обновляется - то это почти 100% гарантия, что информацию бросил не я.

Для меня платформа не имеет значения. Имеет значение результат. Соцсети - это возможность распространить информацию о себе и своих мероприятиях, не более. Соответственно, больше всего там меня интересует количество перепостов.

Кстати, уже 3 года в моем киевском доме нет интернета. Раз в день я выхожу в кафе, тогда 2 часа и сижу в нете. Сеть - вещь полезная, но она может создать иллюзию работы. Проходит 6 часов, ты что-то постил, просматривал, отписывал, но ничего для книжки не написал. Для человека, который работает сам на себя, это зло.


- Получается, промотуры организовываешь сам, буктрейлеры тоже ты делаешь, соцсети - ты и твои друзья. А чем занимается издательство - кроме того, что выпускает книги?

- Издательство имеет связи, чтобы распространить и продать книги в большом количестве. Скажем, мои произведения продаются в «Ашане». Это большая сеть, договориться о продаже в которой может только издательство. Мое издательство (Клуб Семейного Досуга - «24») имеет собственные магазины во многих городах, имеет контракты с книжными сетями - сам я бы туда не пробился.

Не зарабатываю много, но на рестораны хватает

- Сегодня украинский писатель может зарабатывать только книгами?

- Можно прожить, почему же нет? По крайней мере, всё, что на мне, за свои деньги купил. Я не говорю, что много зарабатываю, но на рестораны хватает. Надеюсь, что дальше будет больше, особенно надеюсь на зарубежные издания.

На польском в начале 2014 года выходит «Бот». Была презентация в Словакии. Сейчас чешский переводчик читает «Бот». И я «в состоянии подписания контракта» с немецким издательством. А на Рождество еду на презентацию в Грецию - пригласила украинская диаспора.

Поляки и русские уже заинтересовались «Твердыней». Чем больше будет становиться триллеров, тем больше будет интересов от издательств. Им интересна не просто одноразовая вспышка, а автор, пишущий регулярно, которого можно раскручивать и на котором можно зарабатывать деньги. Это главный фактор.

- Кстати, о русских. «Бота» должны были презентовать на Московской ярмарке.

- Произошла очень неприятная история с переводом. Чувак, который его переводил, почему-то решил, что он лучше меня разбирается в перипетиях сюжета и сократил текст на треть.

Теперь текст уже переведен качественно. Но мы не успели перевезти перевод, который издавался в Украине, в Россию. Поэтому презентация будет, но не на ярмарке. Впрочем, у меня сейчас тур по Украине с «Твердыней» - и я сконцентрирован на нем.

Проиграл первой тушке парламента

- А выйдет ли какая-то книга о твоем участии в выборах?

- В книгу этот опыт не планирую перелить, но, быть может, какая-то история получится. В любом случае я горжусь, что выстоял до конца.


- Не анализировал причины своего поражения?

- Во-первых, Андрей Табалов, который выиграл, имел бюджет в миллионы гривен - и неофициально он начал предвыборную кампанию за полтора года. Мой бюджет был 70 тысяч гривен, и его я получил за 3 недели до выборов.

Почему я не снялся? Это был сложный округ, где ничего не было известно. Однако меня достаточно сильно прессовали, предлагали огромные деньги, а потом - начали поливать дерьмом, будто бы я продался регионалам.

Но знаешь, Табаловы сделали мне подарок - ещё до начала первой сессии они не вошли в оппозиционную фракцию и голосовали с регионалами.

Фраза «я горжусь, что проиграл первой тушке» звучит не очень хорошо, но так, как всё обернулось, превратило в Кировограде меня в героя.

Когда я приезжал в тот город на презентацию, ко мне приходили люди, которые не за книгами шли, а просили прощения за то, что голосовали за Табалова.

Беседовала
Ольга Липинская