Впрочем детище Николаевского судостроительного чувствовало себя свободно не только в водной стихии. В ангаре крейсера мог разместиться десяток вертолетов и еще столько же самолетов, которые специальными подъемниками выводили на поверхность.

Длина взлетной палубы составляла 189 метров, но ее не использовали для разгона. Як-38 подымались в воздух вертикально. Обнаружив подозрительный объект, летчики отправлялись в заданном направлении, чтобы собрать для капитана больше информации.

Высшее партийное руководство было довольно. "Киев" прекрасно выполнял поставленные задачи и своим видом гордо демонстрировал перед НАТО мощь советского флота.

Авианосный крейсер всего 3 года плавал в одиночестве. В 1978 году тот же Николаевский судостроительный завод передал флоту еще одну копию "Киева" с небольшими доработками. Новый авианосец получил название "Минск".

Читайте также: ИСМ – харьковская компания, которая вывела украинский кастомайзинг на международный уровень

В следующем году оба красавца отправились в Средиземное море на совместные учения, которые стали одними из самых запоминающихся в истории советского флота. После каждый разошелся по своему маршруту. "Киев" направился в холодные акватории Северного моря. А "Минск" – к берегам Индии, Вьетнама, был на боевой службе в Южно-Китайском море. Вот здесь он и присмотрелся китайцам.

После распада Союза, когда шло перекраивание стран и армий, нашлось немало желающих использовать это время для откровенных афер. В 91 году крейсер "Минск", который проплавал всего каких-то 13 лет, поставили на отстой в бухту, в 94 объявили металлоломом, а еще через год продали фирме из Южной Кореи за 4,5 миллиона долларов. Те же, конечно, ничего не пилили, а перепродали китайцам. Последние же превратили авианосец в развлекательный комплекс.

Такая же судьба постигнет и "Киев". Крейсер, над которым работало 300 предприятий, который собрал в себе инженерные новинки и стоил стране гигантского бюджета, продали за 8,5 миллионов долларов. Его тоже никто не планировал переплавлять. Зато сделали отель. Уже можно было ставить точку, но в этой истории еще продолжение.

Читайте также: "Козак-2" – единственный украинский бронеавтомобиль, который прошел процедуру исследовательского подрыва

В 85 наш Николаевский завод приступил к строительству третьего авианесущего крейсера "Рига", позже переименованного в "Варяг". В 92 году уже плавучее судно, которое в конце концов и технически было готово на 67 % , законсервировали и в 98-м продали в Китай за 20 миллионов долларов. На этот раз покупатели обещали превратить крейсер в казино, а уже в 2011 стало известно, что КНР сделала и завершила модернизацию украинского "Варяга" и готова представить свой первый авианосец.

Осенью 2012 года "Ляонин", такое название теперь носит, прошел торжественную церемонию принятия во флот. Китайцы настолько гордились этим, что даже сняли патриотический ролик. В ноябре китайский истребитель успешно сел на палубу "Ляонин", поэтому КНР официально присоединилась к клубу стран с корабельной авиацией. Украины, которая и создавали эти авианосцы, в этом списке нет.