Как выглядит их обычный день: сначала из разбросанных стволов составляли плот. Позади него крепили еще один, а потом еще один. Все зависело от длины деревьев и полноводности реки. К первому плоту прикрепляли весла и плот шел.

Маршрут составил десятки километров – в непрерывном движении, без привалов на обед или перекуров, зато с максимальной сосредоточенностью. Одного бесстрашия здесь, очевидно, было мало.

Надо было быстро принимать решения, иметь хорошую реакцию и еще лучшую память – опытный плотогон знал каждый изгиб реки, каждый камень и мель. Говорили, что на водителя можно учиться 3 месяца, а на плотогонов может и жизни не хватить.

Малейшая ошибка и плот переворачивается. Под давлением течения грубые бревна ломаются, словно ветви, а твое команда оказывается в ловушке. Не было такого года, чтобы не поступала печальная весть о смерти или увечьи. Но так уж профессия.

Читайте также: Как советская власть уничтожила украинский Голливуд

На рискованном ремесле специализировались целые семьи и даже села. Там, где течение было медленное, иногда допускали даже женщин.

Но их задача в основном заключалась в том, чтобы приготовить мужчинам продуктов, прийти на реку и в момент, когда плот будет проплывать мимо – забросить узел.

А вот водку плотогоны официально получали от руководства – по литру на каждого. Когда волны не дают одежды шанса высохнуть, а ноги постоянно мокрые, водка была только средством для поддержания иммунитета.

Если река была мелкой, на ней возводили так называемые кляузы – те задерживали на время воду, и как только уровень реки поднимался на метр-полтора, шлюзы открывали и древесина стремительно неслась сквозь них.

Со временем в Карпатах начали прокладывать специальные узкоколейки для перевозки леса, впоследствии и их заменили на грузовики. Услугами бокорашей начали пользоваться все реже и реже.
Последний сплав состоялся в 1979 году. Плотогоны перешли работать на берег, а как воспоминание о легендарной профессии остались только архивные кадры.