На самом деле, этот процесс, который начался в понедельник, 6 марта, в гаагском Дворце мира, имеет огромный потенциал он, без преувеличения, может стать одним из самых ярких и громких судебных процессов последнего десятилетия. Перед Международным судом – Россия. Страна, которая обвиняется, для начала, в терроризме и дискриминации национальных меньшинств на захваченной ею украинской территории. В течение четырех дней, во время четырех отдельных заседаний, сторона обвинения (Украина) и сторона защиты (Россия) должны предоставить высшей судебной инстанции ООН свои аргументы.

"А какие ваши доказательства?"

Украинские юристы и правозащитники, следует отдать им должное, хорошо поработали над текстом обвинения, который занимает 45 страниц. Он приводит примеры систематического нарушения сразу двух ооновских конвенций. Прежде всего – украинское правительство намерено продемонстрировать, каким образом Россия помогает незаконным парамилитарным формированиям на Донбассе, нарушая конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. Ну, то есть – это Киев определяет как "правительства", так и "армии" "ЛДНР", как незаконные террористические формирования, российская же точка зрения – это, мол, новый народ. То ли "новорос", то ли "донбасяне". Соответственно, Украина обвиняет Россию в "решающей поддержке" этих формирований, Россия, как всегда, держится линии, "настамнет". Правда, есть некоторые инсайдерские данные о том, что на тот случай, если сепаратисты будут признаны нелегальными формированиями – российские защитники перейдут к запасному варианту: начнут утверждать, что "настаместь", но исключительно в виде "добровольцев-интернационалистов" и гуманитарных помощников.

Вторая часть иска касается ситуации, которая сложилась в оккупированном Россией Крыму: там, по утверждению обвинения, российские власти, начиная с марта 2014 года, проводит притеснения и угнетения крымских татар – например, проводит аресты крымско-татарских активистов и запрещает деятельность органов самоуправления крымских татар – таких, как Меджлис. Это является прямым нарушением так называемой "антирасистской конвенции" ООН (CERD).

В качестве доказательств обвинения Украинская сторона приводит многочисленные свидетельства, запротоколированные наблюдателями ООН, ОБСЕ и международной следственной группы, которая работает над выяснением подробностей гибели малазийского авиалайнера. Также приводятся спутниковые фотографии, сделанные сателлитами НАТО. Украина призывает международный трибунал "зафиксировать интернациональную ответственность" России за многочисленные военные проступки: за уничтожение малазийского "Боинга", за обстрелы гражданских лиц на Донбассе и тому подобное. Другими словами – признать Россию государством-террористом, государством – военным преступником.

Пан или пропал?

Но выйдет ли из того хоть что-то? Есть ли у Украины шансы доказать свои обвинения и выиграть иск? Вопрос этот – вовсе не теоретический. Если сторона обвинения окажется способной доказать свое и выигрывает иск – то это будут не просто разговоры. Россия может "не признать" приговор, отказаться возмещать убытки и выплатить компенсации – но, чего она сделать не в силах, так это заставить другие страны, которые признают над собой юрисдикцию Гаагского международного суда, также не признать этот приговор. А это значит: со страной-террористом нельзя ни торговать, ни поддерживать отношения. И в этом случае нынешние санкции могут показаться "дарагим рассиянам" детским лепетом по сравнению с теми, которые на них могут наложить из-за этого.

С другой стороны – если Украина проиграет эти иски, то мало не покажется уже Киеву. Ибо, если обвинение будет отклонено – то ни один другой суд его больше не возьмется рассматривать. И не только его, но и другие возможные подобные иски. Россия будет признана непричастной к "внутреннему конфликту". Это не означает, что "ЛДНР" лишатся статуса террористических группировок, но обвинить Россию в терроризме будет невозможно и она будет спокойно поставлять в Донбасс своих "настамнетов".

Украина подала свой иск только в январе этого года – по мнению многих, слишком поздно, почти через три года после начала "гибридной войны", развязанной Россией. И иск этот, как уже отмечалось – первый. Конечно, Киев замешкался с обвинением – но, можно надеяться, подготовил его, как следует. Правда, говорят, что есть еще одна причина подобной неторопливости: у Украині, мол, мало шансов доказать свое в других судебных учреждениях. Не потому, что эти суды откажут в рассмотрении или решат дело в пользу России – а потому, что другие суды России легче не признавать. Тот же международный трибунал, который тоже расположен в Гааге и который был создан именно для того, чтобы рассматривать военные преступления, Путин уже предупредительно не признает. В конце 2016 года он провозгласил, что Россия не станет признавать так называемый Римский статут, по которому работает этот суд. Российская сторона в свое время подписала, но не ратифицировала – примерно так же, как она поступила с пресловутым Будапештским меморандумом, которым гарантировала, вместе с США и Великобританией, незыблемость украинских границ.

Правда, Украина этот устав тоже до сих пор не ратифицировала, но предоставила суду лимитированную доверенность на проведение следственных действий по событиям конца 2013 года. Таким образом, следователи суды смогли начать предварительное следствие.

А вот в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) Украина с начале 2014 года успела подать целых пять исков против России, шестой готовится прямо сейчас. Однако, и в этом случае Конституционный суд Российской Федерации просто определил, что может те приговоры признавать, а может и наплевать – мол, это останется на усмотрение российской Фемиды, которая, как известно, не только слепа, но и парализована.

Украинский Ждун

Что касается Международного суда в Гааге, то здесь ситуация выглядит совсем не так. Эта судебное учреждение было введено в 1945 году и признано Россией без всяких ограничений. В качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, Россия также имеет право держать своего, российского, судью в числе 15-ти, которые там заседают. Украине же придется назначить так называемого судью ad hoc – то есть, такого, который будет заседать в этом суде только в течение рассмотрения этого конкретного дела.

Немецкое информационное агентство Deutsche Welle ссылается на слова профессора юриспруденции Мюнхенского университета Бруно Симмы, который был судьей в этом учреждении в течение девяти лет – с 2003 по 2012 годы. Он участвовал в рассмотрении иска Грузии против России, который был подан после "пятидневной войны" 2008 года, когда российские войска напали на Грузию и захватили Южную Осетию и Абхазию. Тогда Грузия, как сейчас Украина, обвинила Россию в нарушении "антирасистской" конвенции.

"Это было очень противоречиво", – вспоминает профессор Симма дебаты в суде. По его словам, тогда коллегия судей преимуществом лишь в один голос приняла так называемый "временное распоряжение", которое призвало обе стороны конфликта прекратить нарушение. После этого российские официальные деятели в многочисленных выступлениях подвергли сомнению необходимость признания приговора Международного суда и добились-таки своего: в 2011 году суд официально провозгласил, что он не имеет полномочий решать это дело. На том все и остановилось.

По мнению Бруно Симмы, и на этот раз может все получиться так же, как и с Грузией. Международный суд может просто "умыть руки" и заявить, что это не его компетенция. Потому что, с одной стороны, для него "становится все труднее разбираться с делами, в которых фигурирует военная активность "великих держав", с другой – есть в "антирасистской конвенции" одна особенность, а именно: она предполагает, что перед тем, как подать иск в Международный суд, заинтересованные стороны должны "провести серьезные переговоры". Россия и Украина давно уже находятся в стадии переговоров – в Минском формате. Но, во-первых, в этих переговорах Россия не признана де-юре стороной конфликта, а только посредником – таким же, как Германия и Франция – во-вторых же, они касаются только Донбасса, а вот о Крыме никаких переговоров не было и, скорее всего, не будет, потому что Россия официально провозгласила крымский вопрос "закрытым".

Поэтому, по оценке мюнхенского юриста, знающего "судебную кухню" этого учреждения изнутри, этот процесс будет, как минимум, очень длительным – до трех лет.

В апреле может быть решен вопрос о временном распоряжение, – считает он, – за год будет решен вопрос о полномочиях, а еще через полтора года появится окончательное решение.

Однако, профессор Симма считает, что шансы на победу у Украине есть:

Даже временное распоряжение можно считать успехом.

На самом деле, в практике именно этого судебного учреждения есть по крайней мере один прецедент, который дает Украине большой шанс рассчитывать на победу. Более 30 лет назад, в 1986 году, Международный суд в Гааге признал иск Никарагуа против США. Речь шла тогда о военном вмешательстве США на стороне никарагуанских повстанцев-контрас против коммунистического правительства этой страны. Суд признал, что США нарушили международное законодательство. Америка еще и по сей день так и не оплатила никакого штрафа, но для Никарагуа это был просто огромный пропагандистский успех. Поэтому на похожий может рассчитывать и Украина – по меньшей мере.

Читайте также: Украина призывает Международный суд заставить Россию отказаться от финансирования боевиков