В качестве оправдания все эти люди повторяют одно и то же. Что они вне политики. Но в том и штука, что культуры вне политики не бывает.

Культуры вне политики не бывает. Потому что в самом широком смысле "заниматься политикой" – это определять правила жизни, которые приняты в обществе. Бессмысленно говорить, что Иван Дорн занимается искусством и потому волен говорить все, что хочет. Потому что публичный статус налагает обязательства.

Именно публичность позволяет своему обладателю зарабатывать много, путешествовать часто, жить ярко и самовыражаться повсеместно. Но она же налагает и ответственность. И любой публичный человек должен быть готов к тому, что его слова будут обсуждать долго и много. Потому что публичный человек – это тот, кто, среди прочего, задает "рамку нормальности". Он определяет тренды – в моде и стиле, в музыке и модели поведения. И несет за них ответственность.

Читайте також: Заборона "Сватів" в Україні: стало відомо про важливе рішення суду

Та война, которая началась три года назад, перепахала страну вдоль и поперек. Страна изменилась – а украинский шоу-бизнес этого не понял. Возможно, потому, что за 23 года своего существования он привык к роли избранных небожителей.

Вдобавок, советская эпоха приучила их, что звездой становятся лишь после переезда в Москву. И потому мы из года в год обнаруживаем российские города в гастрольных графиках украинских исполнителей. Раз за разом слышим от них о том, что "всем нам нужен мир". Изо дня в день наблюдаем усердные попытки усидеть на двух стульях одновременно.

В этом нет ничего удивительного. Принятие новой реальности для поющих и пляшущих будет означать выход из зоны комфорта. В которой так приятно крестить друг у друга детей, летать чартерами в гости и ругать что-то абстрактное, чтобы не дай бог не поссориться с кем-то конкретным.

Читайте також: "Играет один долб***, но может вся страна задохнуться": хто в Росії критикує режим й диктатуру

Когда украинские звезды говорят, что они вне политики – это этическая позиция из 1990 годов. Из того прошлого, в котором убеждения казались анахронизмом. И они говорят все это не для того, чтобы разозлить аудиторию. Наоборот, они произносят все то, что, как им кажется, должна аудитория услышать.

Просто они так и не поняли, что украинская аудитория и российская – это уже не одно и то же. И то, чему будут аплодировать в Москве, вызовет возмущение в Киеве. И это лишь еще одно подтверждение того, насколько изменилось по обе стороны границы представление о норме.

Иван Дорн и Ирина Билык могут быть убеждены, что они мейнстрим для своей социальной среды. Что маргинал – это Алексей Горбунов, отказывающийся от ролей в России, или Тарас Тополя, собирающий деньги на АТО.

Они могут считать их исключениями, которые нарушают общее правило. Белыми воронами, мешающими коллегам по цеху считать себя порядочными людьми. Вполне может быть, что они правы. И что на каждого Горбунова сегодня приходится десять Билык, а на каждого Тополю – десять Дорнов.

Но это значит лишь то, что гражданскому обществу предстоит одомашнить украинский шоу-бизнес. Потому что сидеть на двух стульях можно в условиях мира.

А война всегда заставляет тебя выбирать себе баррикады.