Шесть лет назад у моей подруги случился роман. И если убрать интимную составляющую этих отношений – он женат – то как же красиво все это было: санаторий "Жемчужина" в Новопскове, куда они оба получили путевки из своих бюджетных организаций, жаркий май, цветение трав и долгие прогулки. Он был железнодорожником, водил грузовые поезда. А жил в Днепропетровске. Она из Луганска.

Еще тогда на предостережения подруг, что семью он не оставит (у него как раз родился ребенок в браке), моя подруга отвечала, что их роман закончится сам собой – жизнь в разных городах не способствует долгим отношениям. Они подгадывали четные-нечетные числа движения поездов, чтобы встречаться. Жутко уставали от дорог с пересадками – прямого поезда не было. Долго, утомительно и дорого было ездить, и каждую встречу моя подруга думала, что она была последней.

Недавно я спросила у нее, как их отношения. Оказалось, продолжаются. Но теперь она ездит к нему из Луганска в Днепропетровск. 36 часов пути автобусом в одну сторону через Россию. Назад везет заказы – кофе, лекарства, снимает деньги с карточек. Устает невероятно. 36 часов ехать сидя. Вставать только на границах, чтобы перейти их. За 36 часов "умирают" все электронные приборы, читать надоедает, ноги отекают. Испытание не для слабых духом и телом – дороги.

Когда-то мы жаловались, что в Крым ехать тяжело: трястись в поезде ночь и полдня. Те, кто освоил новые маршруты паромом через Керчь, молчат. Какой смысл говорить что-то, если ТОГДА было идеальное время – лег в поезде, заснул, проснулся – Крым. Сейчас поиски перекладных, перевозчиков, сумки, которые должен реально поднять и донести, границы, гостиницы, если "нелетная" погода…

У каждого путешествующего своя история дорог. И это не счастливые истории с хорошим концом, это просто истории о часах ожиданий, часах впустую, просто так. Часах, когда машину толкают руками пару метров, чтобы не жечь бензин. Когда бессонными ночами считают не овечек, а то, сколько раз поднялся шлагбаум на границе, пропуская на одну машину из общей очереди десять машин "льготников" – машин "правительства", инвалидов, с детьми, тех, кто платит...

Странная жизнь. Друг нашей семьи ездит к детям в "республику" из Миргорода. Тащит на себе 60 кг: пару банок консервации, немного картошки, сало, заказы друзей, кое-какие вещи. Спасает сумка на колесах.

Больше 60 кг перевезти не может – вздыхает наша знакомая. На такие турне она решается три – четыре раза в год. Живет и здесь, и там. Здесь с детьми, там с мужчиной. Там – пенсия, огород, цивилизация. Здесь – семья. В последний приезд нашла работу в "республике" – дворником на полставки за 1200 рублей в месяц (600 гривен). Говорит, что и так все это делала, а теперь будет еще и получать за это. Она из тех, кто не унывает. Шутит с пограничниками, пытается видеть хорошее в хаосе. Последений раз заметила, как российские таможенники щелкали семечки, просвечивая багаж. А она думала, что уж в России все образцовое...

Говорят, время дорог не идет в счет жизни. Наверное, мы будем жить вечно, если добавить то время, которое мы потратили на дороги, каждый раз зарекаясь, что эта была последней.

Читайте также: Письмо из Луганска: в "ЛНР" перекрыли воздух