Они были второй бригадой, которой мы стали помогать. Первой была 95-я на границе с Крымом. Одна из причин нашего успеха – мотивация. А ее причина – то, что нам очень повезло с первыми подопечными. 1-й бат 80-ки для меня еще долго останется эталоном того, какой должна быть украинская армия. Общение с ними заставляло соответствовать.
Но давайте начнем по порядку: Начало весны – ребята берут под охрану аэропорт. Через месяц с небольшим начинаются огневые столкновения и реальные бои. Какое-то время к ребятам в аэропорт подвозят БК, подмогу и еду самолетами. Но потом был сбит ИЛ-76 с ребятами из 25-й на борту. В июле возникает острая необходимость их деблокирования. Командир бригады Андрей Ковальчук возглавляет операцию по деблокированию группировки в международном аэропорту "Луганск". Во время рейда он получает тяжелое пулевое ранение, но принимает решение остаться в аэропорту. Об этом его попросили ребята. Очень попросили. Ситуация на тот момент уже была хуже некуда. По заблокированной группировке уже стреляли со всего: "Град", "Смерч", арта всех калибров и мастей. Туда не мог проехать ни один журналист, поэтому мало кто понимает масштабы того, что творилось. Но ситуация была такой же жесткой, как и в аэропорту Донецка через 3 месяца. Но о ней гораздо меньше снимали фильмов.
Волонтерская помощь бойцам доставлялась через местных и бывших сотрудников аэропорта. Некоторые из волонтеров погибли. Одна машина взорвалась на мине еще в июне. Бывшую сотрудницу аэропорта, которая помогала ребятам расстреляли чечены в ее же дворе.
Дальше было хуже. Группировка, которая прорвалась в аэропорт, по сути попала в окружение со всеми, кто там стоял. Это был, по факту, билет в один конец. Дальше было хуже. Дальше было 31 августа. Все говорили об Иловайске, а в аэропорту наступил ад. До этого его крыли артой в основном, чтобы обеспечить проход колонн из России (дорога проходит рядом с комплексом аэропорта и единственный способ пройти по ней– загнать наших ребят в блиндажи артой). Но тут начался штурм, и он был несравнимо сильнее всех предыдущих штурмов. Били из всего кроме "Точек-У". В частности, били "Пионами".
В аэропорту было советское бомбоубежище с литыми стенами толщиной в метр. После одного из попаданий такая стена "уехала" на метр в сторону. К вечеру уже не было ничего. Здания были разрушены, оставшиеся деревья горели после арт подготовки наступления. Проблемы этим не ограничивались. Танковая рота, которая должна была помогать ребятам удерживать позиции, ушла без приказа… Сейчас по этому вопросу ведется криминальное производство. Но тогда было уже не важно. Ребята остались просто пехотой против новеньких российских Т90. Кто понимает в танках – знает насколько это грозное оружие и насколько с ним тяжело тягаться пехоте, пусть даже "крылатой".
Комбриг боролся за ребят до последнего. Выходить в светлое время не было смысла – их бы накрыли артиллерией в отрытом поле. Местами доходило до безумия – российские танки заезжали между нашими позициями, откуда их "отгоняли" гранатометами и артой. Часто приходилось вызывать на себя даже "Смерчи". Нужно было дожить до поздних августовских сумерек. Это был единственный способ выжить. От периметра в 13 км уже осталось мало. Бои велись уже везде, где наши умудрялись держать периметр. Мы все готовили детей в школу, а там доходило до рукопашной. Часть ребят попали в плен, но смогли воспользоваться случаем и убежать. Из 20 человек, которых грузили в КамАЗ для пленных, четверо смогло бежать. Остальные погибли или снова попали в плен.
Ребята бились как настоящие десантники "не можешь идти – ползи, не можешь ползти – цепляйся зубами". Многих из пленников до сих пор не освободили, многие до сих пор "без вести", скорее всего уже навсегда. Комбриг по станции сказал, что будут держаться до последнего, если их поддержать артой. Но если дойдет до плена – у него нет вариантов – придется пустить себе пулю. Благо арта помогала. В 20:00, после 11 часов боя превосходящий противник был вынужден отступить. К тому времени к ребятам прорвались 2 танка, 1 БМП и Урал 24-й бригады. Их экипажи состояли преимущественно из офицеров – поскольку многие из рядовых отказались идти на верную смерть. Уралом вывезли убитых и раненных. Это стало концом эпопеи.
Так мы вышли из аэропорта. В тот день погибло 13 человек из 80-й бригады, гораздо больше было ранено, попало в плен и пропало без вести. Это лишь одна из множества битв нашей гордости – 80-й львовской аэромобильной бригады.
А еще были Луганская ТЭС, Георгиевка, Новосветловка, Хрящеватое и Бахмутская трасса.
Добавлю, что ребята никогда не "отжимали" и не мародерили, даже в аэропорту. Даже когда было ясно, что его уничтожат. Они не допускали хамства и мародерства внутри своей бригады и не допускали этого среди остальных. Земля Львова может гордится своими сыновьями: комбригом Андреем Ковальчуком, который с тяжелым ранением руководил боями полтора месяца с места, а не из штаба; одним из лучших артиллеристов этой войны "Тайфуном", которого уже боятся от Пскова до Дагестана (именно из этих мест были солдаты противника); и многими солдатами, которые проявили невероятную честь и отвагу в самых тяжелых столкновениях этой войны от Славянска до Луганска.
Одним из таких солдат является мой хороший товарищ Паша, которого вы видите на фото. В прошлом июле-августе он отмечал 5 дней рождения, из которых только один был настоящим.
Я пишу "товарищ", поскольку не знаю могу ли назвать себя другом. Для меня это было бы огромной честью. Я хочу поблагодарить ребят и сказать, что для меня огромная честь с вами дружить, общаться и даже просто знать номера телефонов. Если меня спросят как должен воевать настоящий украинский десантник – я без раздумий приведу вас как пример.
На фото мой товарищ Паша, который был в аэропорту от первого и почти до последнего дня. В телефонных разговорах он часто начинал сомневаться, что мы когда-нибудь познакомимся лично. Слишком мало было шансов выжить и слишком грозен враг. Но мы познакомились в прошлом сентябре. Сейчас Паша снова в Луганской области.
А на этом фото – наш второй тепловизор на фоне еще целого здания аэропорта. Сегодня этому фото исполняется ровно год.
Ну и о насущном – комбриг попросил нас закупить 1-2 автомобильных тепловизора, чтобы их колонны могли ездить спокойней и избегать засад и, по возможности, пару обычных. Автомобильный тепловизор стоит 6300$, ручной (Pulsar HD50S) – 3200$.
Я предлагаю помочь. Работаем?
Виталий Дейнега
https://www.facebook.com/deynega (добавляйтесь)
https://twitter.com/deynegavitaliy
Проект "Повернись живим"
https://www.facebook.com/backandalive (подписывайтесь)
https://twitter.com/backandalive
Звітність за посиланням: https://www.savelife.in.ua/report-cash/
Реквізити
Приват:
5457 0822 3299 9685 Дейнега Віталій
5211 5374 4662 3360 Стократюк Вікторія
PayPal: звертайтесь в особисті повідомлення групи
Western Union / moneygram / etc (на приціли і прилади нічного бачення):
Irina Turchak + 38 (068) 500 88 00
Картка Приватбанк в євро
4149 4978 3611 9455 Мікульський Дмитро Вікторович
Картка Приватбанк в доларі
4149 4978 3611 9059 Мікульський Дмитро Вікторович