Антимонопольный комитет (АМКУ) теперь должен учесть все органы, которые предоставляют государственную помощь, и перекрыть ее там, где это противоречит правилам конкуренции.

1 июля 2014 года депутаты проголосовали за закон о госпомощи, но с отсрочкой вступления в силу на три года. Украина признала, что ее помощь отдельным отраслям и предприятиям может вредить экономике, уменьшать конкуренцию и создавать коррупционные риски.

Местные органы и органы центральной власти, предоставляющие или получающие поддержку государства по состоянию на 2 августа 2017 года, должны сообщить об этом АМКУ. А выделение средств на эти нужды в бюджете 2019 года должны получить выводы комитета.

Смогут ли государственные ресурсы больше не работать на олигархов и почему закон называют прорывным, но оттягивают его выполнение, разбирались журналисты сайта "24".

Ежик в тумане

На сайте Минфина можно найти, что прошлогодняя государственная помощь должна достичь 101 миллиарда гривен. В Украине на сегодня действует 565 программ по предоставлению государственной помощи бизнесу. Среди них только 15% программ финансируются деньгами.

По информации журналистки Галины Калачовой, в 2016 году государственное казначейство насчитало 79 миллиардов гривен, потраченных на госпомощь бизнесу. Однако, по ее информации сумма не превысила 67 миллиардов. Неизвестно, какую сумму тратят ежегодно.

Если взять наименьшую сумму в 67 миллиардов, потраченных на государственную помощь, то это больше, чем в 2018 году предлагают потратить на ремонт дорог – только 44 миллиарда гривен.

Бывший первый заместитель Министра экономического развития и торговли Юлия Кузнецова рассказывает, что эффективность использования средств невозможно проверить, потому что программы финансируются обычно на 5-10%.

Государство занималось тушением пожаров в различных секторах без понимания, как эти инвестиции могут окупиться,
– говорит Кузнецов.

Господдержка в других странах

Американский автогигант General Motors обанкротился во время кризиса в 2008 году. Правительство США спасло компанию государственной помощью и определило перспективное направление развития. Средства вложили в производство электрокаров. Это хороший пример вмешательства государства в экономику.

Финансист реанимационное пакета реформ Павел Кухта считает, что подобные государственные инвестиции должны отвечать трем принципам – своевременность, применяться временно и иметь узкое направление.

В Кабмине говорят, что они понимают эти принципы, потому анализировали государственную помощь в 45 странах. Везде, кроме Евросоюза, ситуация не менее хаотична, чем в Украине.

В ЕС действует общая директива, структура и правила оказания помощи. Поэтому украинский закон был написан на основе европейского опыта.

В объединенной Европе институт государственной поддержки не только утверждает помощь, но также контролирует страны-члены, чтобы избегать оказания помощи отдельным компаниям, нарушая правила конкуренции, которая в Европе является фундаментом свободного рынка.

Государственная помощь выстроена так, что страна может самостоятельно оказывать помощь. Главным образом, это касается депрессивных регионов. Зато есть проекты, которые требуют согласования Европейской комиссии.

Удачный пример государственной помощи можно найти в соседней Словакии. Там государство софинансировало построение аэропорта под автомобильный завод.

В то же время украинским инвесторам тонкие европейские инструменты помощи государства не подходят, говорит Кузнецов. Они просят денег или освободить их от уплаты перевозочных пошлин.

В свою очередь глава Антимонопольного комитета Юрий Терентьев проводит параллели Украины с Молдовой, где господдержка работает по евростандартам с 2014 года.

В 2015 году Молдова потратила 261 миллионов евро, однако 88% от этой суммы – снижение налогов для бизнеса или предоставление ему дешевых кредитов. Молдавская поддержка бизнеса составила 4,5% от ВВП страны. В Европе объем государственной помощи еще ниже – 2%, а в Украине – примерно 12%.

Украинские реалии

Государственная помощь работает в Украине успешно только в "зеленых тарифах", когда производители возобновляемой энергетики получают от государства гарантированный доступ к сети и долгосрочные контракты на покупку энергии. За 9 месяцев 2017 года количество выработки возобновляемой электроэнергии в стране увеличилось на 18%.

Чиновники уверяют, что от Европы Украину отличает слабость институтов власти и нежелание чиновников ответственно относиться к государственным средствам.

С 1 августа этого года начал действовать закон о государственной помощи для бизнеса, который перезагружает институт государственной помощи в Украине.

Глава АМКУ считает, что принятый закон о государственной помощи остается без конкретики, хотя нахваливает его важность. С начала действия закона с августа в Кабмине только обсуждают критерии оценки, по которым определят, что является государственной поддержкой, а что – нет.

Когда правительство утвердит критерии – неизвестно. Это упирается в интересы отдельных предприятий в энергетике и угледобывающей отрасли. В подобных случаях такие компании получают государственную помощь в виде списания долгов или прямых дотаций. До принятия закона было так: списали, значит списали. А сейчас АМКУ должно рассмотреть такие факты и дать заключение, влияет ли эта помощь на конкуренцию,
– объясняет экономист Центра Экономической стратегии Дмитрий Яблонский.

Правительство не спешит принимать также услуги, которые войдут в общий интерес (ПЗЕИ) – это поставки воды, отопления, ремонт в сельской местности, и тому подобное. Здесь государство может предусмотреть поощрение для бизнеса, чтобы он оказывал услуги там, где без поддержки государства ему не выгодно. Эти услуги будут вне проверок АМКУ.

Дмитрий Яблонский объясняет, что определенные правительством согласования критериев должны запустить закон, и тогда начнется формирование реестра государственной помощи. Много разговоров о трактовке государственной помощи исчезнут. Реестр уже создан, но остается пустым. Согласно закону, его должны заполнить до августа 2019 года.

Скриншот с сайта АМКУ. Реестр государственной помощи

Чтобы упростить поиск всех поставщиков и получателей помощи, законодатели предусмотрели, что АМКУ может проверить законность предоставления бизнесу бюджетных средств по обращению лица.

Пока глава АМКУ не понимает, какой перед ними объем работы, сколько нужно работников, чтобы создать реестр и выполнить закон.

В АМКУ решили создать Youtube-канал, где глава департамента мониторинга и контроля государственной помощи Татьяна Кулешова будет вести образовательные стендапы.

Слева направо участники дискуссии "Государственная поддержка бизнеса": заместитель министра финансов Сергей Марченко, экс-заместитель Министра МЭРТ Юлия Кузнецова, заместитель МЭРТ Максим Нефедов, глава АМКУ Юрий Терентьев: фото Facebook Olena Shkarpova.

"Вопросов к закону множество! Его исполнение затормозит развитие регионов, потому что города приняли бюджеты и не ориентируются. Что нам делать с программами, которые проголосованы "с руки", – возмущается аналитик по вопросам бюджета в Ассоциации городов Игорь Онищук в ходе дискуссии апеллируя к чиновникам.

"Это как раз и касается коррупции, закон нужен чтобы в ручном режиме никому не выделяли средства под какие-то программы. Это огромный шаг вперед к прозрачности государственных финансов", – отвечает Терентьев.

"Как это ни принимать программы? Это вмешательство в органы местного самоуправления!" – не успокаивался Онищук.

Чтобы доказать правоту шефа, слово попросила глава департамента в АМКУ Татьяна Кулешова.

Местные органы говорят: вы нам останавливаете принятия решений. Нет, мы ничего не останавливаем. Ваша задача – до августа проинформировать нас про действующие программы государственной поддержки. Вы сейчас не обязаны ждать наших выводов. И предоставление государственной помощи местным бюджетам часто касаются незначительных средств, которые вообще не требуют решений АМКУ. Вы должны зарегистрироваться добровольно до 2019 года.

В законе действительно предусмотрено, что государственная помощь в 200 тысяч евро на три года не подпадает под определение государственной помощи. Аргументы чиновников не убедили Онищука, и он вышел из зала.

Философия государственной помощи

После завершения обсуждений экономический эксперт Дмитрий Яблонский в комментарии "24" выразил сомнение, что закон о государственной помощи не имел шансов в Верховной Раде, если бы не был требованием Евросоюза.

Украина подписала соглашение о сотрудничестве с Европейским энергетическим обществом в 2011 году. В прошлом году АМКУ провела исследование об идентификации рисков в предоставлении бюджетной поддержки в энергетике. Комитет обнаружил 20 случаев, имеющих признаки государственного вмешательства. Однако Терентьев не объяснил, какие меры принял АМКУ, чтобы расследовать эти случаи.

Заместитель министра финансов Сергей Марченко считает, что государственную помощь в нынешних объемах нужно останавливать. В то же время, чиновник уверен, что сфера энергетики нуждается в государственной поддержке, потому что энергетика является сферой безопасности.

Заместитель министра экономики Максим Нефедов считает, что если банки не хотят финансировать определенные проекты, то и государство должно отказаться от сомнительных инвестиций.

Кухта подчеркнул, что государственная поддержка должна руководствоваться главным принципом выработки товаров общественной потребности (public goods).

Новую философию в предоставлении государственной помощи на основе закона обещают представить в Минэкономразвития. Для того, чтобы госпомощь заработала по европейским стандартам, в Украине еще будет действовать переходный период.