Когда Виктор Янукович стал Президентом, он декларировал, что Украина в отношениях с ЕС переходит от евроромантизма к еврореализму. В сознании лидера-беглеца понимание партнерства с Объединенной Европой приобрело особые, причудливые форм. Но высказанный им принцип оказался удивительно выносливым. Можно говорить, что "прагматизация" отношений с ЕС является свидетельством прогресса Украины в этом вопросе.

Восемь лет сотрудничества

Две недели назад в Европейском парламенте состоялось обсуждение будущей судьбы Восточного партнерства. Оно было посвящено саммиту программы, назначенного на 24 ноября.

Читайте также: Говорить о членстве Украины в ЕС в ближайшие годы – спекуляция, – еврокомиссар

Восточное партнерство восемь лет назад разработали в Брюсселе в рамках политики добрососедства. Его цель – создать к востоку от ЕС "зону совместного процветания и ценностей". Таким образом Объединенная Европа обеспечивает стабильность вокруг себя.

В Брюсселе не могут однозначно заявлять, что Восточное партнерство было успешной программой. В ней участвуют Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Молдова и Украина. Две из этих стран за время действия программы стали членами Евразийского экономического союза. То есть, однозначно остались в сфере влияния России. Одна из них не демонстрирует особого интереса к переговорам с европейскими политиками.

Но три страны – Грузия, Молдова и Украина – существенно интегрировались с Западом, подписав Соглашение об ассоциации и достигнув безвиза. Но в отличие от центральноевропейских стран, ассоциация Тбилиси, Кишинева и Киева не содержит перспективы членства. Поэтому в Европейском парламенте решили придать новую динамику отношениям с теми странами Восточного партнерства, которые были наиболее последовательными на пути евроинтеграции. На практике это означает, что ЕС готовит новые конкретные преференции странам Восточного партнерства выполненные реформы. Особое внимание Брюссель уделять именно Грузии, Молдове и Украине.

Читайте также: Лукашенко не поедет в Брюссель, чтобы не раздражать Путина, – белорусский политик

Недостатком программы Восточного партнерства часто называли отсутствие конкретных целей этой программы. Поэтому 2016 году в Брюсселе разработали документ под названием "Восточное партнерство – 20 достижений к 2020". Его дополнили летом 2017 года. И теперь этот документ рассматривается в качестве дорожной карты для Азербайджана, Беларуси, Армении, Грузии, Молдовы и Украины.

Восточное партнерство и нечто большее

"Восточное партнерство – 20 достижений к 2020" – в большей мере технический документ. Он призван найти консенсус между всеми странами Восточного партнерства. Но для Украины этот документ не совсем интересен, ведь Киев перешел на другой уровень сотрудничества с ЕС",
– объясняет старший аналитик Центра "Новая Европа" Лео Литра.

По его словам, альтернативой для трех ассоциированных членов ЕС является резолюция Европарламента "Восточное партнерство +" от 15 ноября.

Читайте также: Хотим признания перспективы членства в ЕС в документах саммита Восточного партнерства, – Зеркаль

Депутаты приветствовали прогресс стран программ и рекомендовали новые "вознаграждения" за углубление сотрудничества с ЕС

- создать так называемый "инвестиционный фонд" для Грузии, Молдовы и Украины, деньги из которого пойдут на конкретные государственные или частные инициативы; это альтернатива "плана Маршалла", который предлагали предоставить Украине литовские евродепутаты;

- поддержать развитие экономик стран, их демонополизацию;

- предложить ассоциированным членам ЕС создания таможенного и энергетического союза, цифровой союза, отмена роуминга и даже перспективу присоединения к Шенгенской зоне; это так называемое "Восточное партнерство +";

- поддержать давление на Россию из-за агрессий в Грузии, Молдове и Украине.

Эти рекомендации сдержанно восприняли в Еврокомиссии.

Ожидания и реальность

Наиболее скептически еврокомиссары отнеслись к рекомендации создать таможенный союз с Украиной. Комиссар по вопросам расширения и политики соседства Йоханнес Хан на вчерашней пресс-конференции заявил, что не видит смысла в этом: "Большую часть этих преимуществ можно получить в рамках Глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС". Впрочем Ган не исключил, что переговоры в этом направлении могут продолжаться. Но сейчас, считает чиновник, нужно сконцентрироваться на выполнении уже поставленных задач.


Йоганнес Ган // radiosvoboda.org

Украина ожидает усиления предложений для сотрудничества. Во-первых, это новые инструменты оказания помощи, в том числе за счет возможностей ЕИБ и ЕБРР, а также финансовой помощи со стороны ЕС. Во-вторых, это усиление торгово-экономического сотрудничества. Поскольку в Украине уже высказывают мнения, что недостаточно действующих положений Соглашения о зоне свободной торговли, в частности о наличии квот,
– эксперт совета внешней политики "Украинский призма" Виталий Мартынюк считает, что Украине следует снова и снова говорить об усилении экономического сотрудничества с Брюсселем.

В этом смысле важным достижением для Киева, Кишинева и Тбилиси является создание инвестиционного фонда. И Лео Литра, и Виталий Мартынюк уверены, что ЕС поддержит эту инициативу. Она не вызывает больших противоречий в Европарламенте. Введение этой инициативы позволит создать еще больше бизнес-проектов, ориентированных на Объединенную Европу.

Перспективу присоединения Украины к Шенгенской зоне неоднократно комментировал посол ЕС в Киеве Хьюг Мингарелли. В недавнем интервью "Европейской правде" он еще раз подтвердил, что это маловероятно: "Сейчас в ЕС ведутся разговоры даже о том, чтобы восстановить контроль на границах внутри Шенгена, в связи с миграционной кризисом и терроризмом. Чвляется ли реалистичным то , чтобы в этих обстоятельствах был бы рассмотрен запрос любой страны-партнера о ее ассоциации с Шенгеном?".

Наиболее реально, что в резолюции саммита включат положение о создании европейско-грузино-молдавско-украинского энергетического союза и цифрового союза.

Самый проблемный вопрос

В многостороннем измерении остро стоят вопросы безопасности. Для нашего государства сейчас они являются приоритетными. В общем рабочем документе ЕС относительно целей Восточного партнерства до 2020 года отдельным разделом прописана безопасность. В этом разделе есть положение о гибридных угрозах. Но оно ограничено только киберзащитой,
– Виталий Мартынюк рассказывает, что этот вопрос стал наиболее дискуссионным накануне саммит Восточного партнерства. От результатов его обсуждения зависит финальное содержание резолюции встречи.

Украина заинтересована в более широком подходе к вопросам безопасности. Киев предлагает создать правительственную платформу противодействия гибридным угрозам. Также есть предложение создания центра киберзащиты на пространстве Восточного партнерства со штаб-квартирой в Киеве. Вероятнее всего, что ЕС пока не поддержит эти инициативы. Но Украина может рассчитывать на расширение формата сотрудничества в вопросах безопасности в ближайшее время. Ведь в самом ЕС сейчас обсуждают создание союза по противодействию агрессии и терроризма – PESCO.

Читайте также: Почему на саммите Восточного партнерства не признают агрессию России против Украины

ЕС предусматривает, что страны-партнеры должны присоединяться к программе совместной безопасности и обороны. Но вопрос в том, как это будет выглядеть. Ведь PESCO – это для стран-членов. Украина имеет только Соглашение об ассоциации. Что может Украина? Например, участвовать в совместных операциях и тренинговых миссиях ЕС. Возможно, это будет расширено,
– объясняет Виталий Мартынюк.

Лео Литра считает, что Украине не стоит рассчитывать на серьезные вопросы безопасности решения в рамках Восточного партнерства. Среди шести стран программы – две сегодня являются сателлитами России. Следовательно, любые инициативы защиты и декларации с признанием России страной-агрессором они будут блокировать. Аналитик считает, что в вопросах безопасности Киеву стоит концентрироваться на двустороннем сотрудничестве.

Не ожидать прорыва

Несмотря на серьезные сдвиги в обсуждении формата Восточного партнерства, Украине не стоит ожидать масштабного пересмотра европерспектив.

Не надо иметь большие ожидания от этого саммита, поскольку это регулярное событие. Есть нет ли результата, он будет происходить раз в два года. Какие-то новые идеи можно отстаивать и согласовывать и вне саммита. От этой встречи не стоит ожидать какого-то прорыва. Насколько я знаю, там не будет признания перспективы членства. Будет признание европейских стремлений Украины и новые конкретные возможности,
– резюмирует Лео Литра возможные перспективы Киева на встречи 24 ноября в Брюсселе.

Украинскому обществу, несколько уставшему от евроинтеграционных реформ, инициатива "Восточного партнерства +" может придать новые силы для поддержки изменений в стране. Особое значение это приобретает на фоне последних заявлений европейских чиновников по борьбе с коррупцией в Украине.

Есть предостережения, но разочарование в Украине пока не просматривается. Можно следить за заявлениями посла ЕС господина Мингарелли. Он высказывал недовольство по реформе судебной ветви власти. Но здесь законодательство уже принято. Следующий шаг – борьба с коррупцией. В этом аспекте есть определенное разочарование в Украине со стороны ЕС. Об этом говорил комиссар Ган,
– говорит Виталий Мартынюк.

Впрочем несмотря на все эти заявления, факт создания инвестиционного фонда и возможность расширения формата Восточного партнерства – свидетельство поддержки Грузии, Молдовы и Украины большинством европейских политиков. В Брюсселе признают значительный прогресс трех восточноевропейских столиц в евроинтеграции и пытаются придать новых инструментов для успешных реформ.

Требования ЕС к восточным партнервм растут. Но с ними также растут и ставки. В упомянутом интервью Хьюг Мингарелли подчеркнул: он называет Украину "партнером", а не "другом" ЕС. В Киев Брюссель стремится давать не лозунги, а конкретные политические и экономические предложения. К Украине (как и к Грузии и Молдове) на Западе относятся все более серьезно.

В этом контексте главная цель Киева –стать надежным партнером Брюсселя, оправдать ожидания. Тогда и перспектива членства в ЕС прежде всего самой украинской стороной будет восприниматься гораздо проще.