Сбитие самолета компании Malaysia Airlines возле Тореза Донецкой области произошло 17 июля 2014 года, когда в результате попадания в самолет зенитным ракетным комплексом "Бук" российского производства погибли все 298 человек, которые находились на борту рейсового авиалайнера – пассажиры и экипаж.

По количеству жертв эта катастрофа стала крупнейшей в истории Украины и в целом в XXI веке. (за исключением терактов 11 сентября 2001 года), и самым смертоносным сбитием пассажирского самолета.

Рештки MH17

Сбитие МН17 стало крупнейшей авиакатастрофой XXI века

Сбитие "Боинга" вызвало новую волну международных санкций западных государств против Российской Федерации. Мировое сообщество объединило усилия в вопросе расследования трагедии с целью наказания виновных.

Что уже доказано

В сентябре прошлого года Международная следственная группа обнародовала вывод, что Boeing 777 был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса "Бук", который был доставлен из России. После запуска ракеты установка вернулась на территорию России.

Впоследствии международная группа расследований Bellingcat установила, что именно командование армии России отправило "Бук" на Донбасс. И даже – что транспортировку зенитно-ракетной установки организовал российский генерал-майор Сергей Дубинский.

Генерал Сергій Дубинський

Генерал-майор Сергей Дубинский – вероятный причастен к транспортировке смертоносного "Бука"

Украинская Генпрокуратура заявила об идентификации 100 человек, которые причастны к перевозке и использованию зенитно-ракетного комплекса "Бук" в июле 2014 года, из которого и был сбит малазийский Боинг.

В начале лета стало известно, что Международная экспертно-журналистская группа Bellingcat доказал, что "Бук", который сбил малазийский самолет рейса MH17, имеет российское происхождение.

Позиция России

Остается неизменной. Официальные лица отвергают обвинения в том, что "Бук" был российским и устами министра Лаврова заявляют, что не верят расследованию Bellingcat, потому что там "много странного". Впрочем, версии официальных россиян относительно того, кто сбил "Боинг" – не выдерживают никакой критики. Например, сначала они приводили аргумент, будто бы боевики не имели такого оружия, чтобы сбить самолет. А накануне и пропагандистские ресурсы, и СМИ "республик" хвастались, что имеют те же "Буки". Также в российских СМИ выдвигали "версии", что "Боинг" был сбит украинским штурмовиком СУ. Но ее раскритиковал эксперт по эффективности авиационных комплексов Вадим Лукашевич в прямом эфире российского канала РБК.

Более того, осенью 2015 года стало известно о хакерской атаке на компьютеры Совета безопасности Нидерландов. Случилась она как раз накануне отчета относительно обстоятельств катастрофы самолета MH17. А летом 2016-го Федеральная служба защиты конституции Германии в своем отчете под названием "Управляемые спецслужбами электронные атаки России" отметила, что "кибернетические операции проводят как российская спецслужба ФСБ, так и внешняя военная спецслужба ГРУ", и что среди этих операций — кибератака на Совет безопасности Нидерландов "во временном контексте с обнародованием окончательного отчета осенью 2015 года относительно причин катастрофы малайзийского самолета рейса MH17 17 июля 2014 года над Восточной Украиной".

Президент Украины Петр Порошенко вообще считает блокирование Россией создания международного трибунала по расследованию сбивания Боинга "явкой с повинной".

Расследование сегодня

7 июля этого года Украина и Нидерланды подписали соглашение о совместном расследовании катастрофы рейса MH17, с целью создания правовых оснований для привлечения к ответственности судом Нидерландов лиц, причастных к катастрофе. Известно также, что по договоренности стран, участвующих в расследовании этого дела – Нидерландов, Бельгии, Австралии, Малайзии и Украины, суд над виновными в трагедии малазийского Боинга состоится в Нидерландах.

Доповідь комісії з розслідування трагедії МН17

Совместная комиссия, расследовавшая трагедию, уверена – причиной стала ракета, которую выпустили из ЗРК "Бук"

Привлекут ли Россию к ответственности

Мыслями по этому поводу с сайтом "24" поделились украинские эксперты.

Андрей Вигиринский, юрист, политический аналитик

Ключевое, по моему мнению, в вопросе привлечения виновных к ответственности – это признание юрисдикции. То есть, признание решения того или иного суда всеми сторонами – как стороной потерпевших, так и стороной потенциальных обвиняемых.

Казалось бы, учитывая масштаб катастрофы и заинтересованности мирового сообщества в нахождении истины в этом вопросе, оптимальным мог бы стать суд или расследование, которое проводилось бы под эгидой ООН. В таком случае можно было бы говорить всем сторонам об объективности расследования и то, что решение будет исполнено, независимо от того, каким оно будет. Но на сегодня резолюции Совета Безопасности ООН относительно создания трибунала блокируются Россией. Кое-кто говорит о том, что решение о создании трибунала может быть принято в обход позиции РФ, но в таком случае нужно понимать, что РФ не будет способствовать расследованию, предоставляя необходимые сведения (как это происходит сегодня с предоставлением сведений из Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства), а, как следствие, и в дальнейшем, когда будут установлены (теоретически) конкретные виновные лица. Мы говорим об уголовной ответственности, она всегда индивидуализирована, не может иметь форму ответственности только физических лиц, и эти лица будут находиться под юрисдикцией РФ (проживать или постоянно находиться на ее территории), они не будут привлечены к ответственности – как следствие решение суда не будет выполнено.

Другой вектор судебного разбирательства, Европейский суд по правам человека, к которому обратились семьи жертв, где их интересы, в том числе, представляет адвокат Джерри Скинер, который имеет на своем счету победу в схожем деле против правительства Ливии о возмещении 2,7 миллиарда долларов компенсации жертвам теракта на борту самолета в Локерби. В то же время РФ еще в 2014 году были внесены изменения в отечественное законодательство, которые позволяют игнорировать и не исполнять решения ЕСПЧ, по примеру дела ЮКОС. Аналогично, как и с ЕСПЧ, Россия не выполнит и признает политически мотивированными решения судов, которые будут рассматривать это дело – будет ли это суд Нидерландов, Малазии или Украины. РФ так или иначе будет держаться позиции, что она не принимает участия в конфликте, поскольку в противном случае это будет иметь гораздо большие последствия – не только компенсации и возмещения ущерба жертвам авиакатастрофы, но и возмещения Украине вреда, причиненного военной агрессией, возмещением убытков , а также ответственности за смерти военных и гражданских на востоке страны. То есть, речь будет идти об уголовной ответственности первых лиц государства, поскольку военные действия происходят исключительно при участии и по воле Главнокомандующего и командование Вооруженных Сил РФ.

На сегодня ситуация напоминает тупик, поскольку без собственной доброй воли РФ не признает и не выполнит решение любой судебной инстанции. Это, конечно, не означает, что не стоит проводить расследования и собирать доказательства, поскольку время меняет лидеров, и обстоятельства существования стран. А такие преступления не имеют сроков давности.

Относительно сроков, когда, собственно, может состояться суд по делу сбития малазийского Боинга, в первую очередь нужно дождаться завершения расследования, которое установит круг лиц совершивших преступление, однако, этот процесс может продолжаться довольно длительный период времени, поскольку их установка требует на сегодня информации РФ, которую она не предоставляет, в дальнейшем нужно определить юрисдикцию, которая будет рассматривать дело и исследовать доказательства.

Владимир Горбач, политический аналитик Института Евро-Атлантического сотрудничества, эксперт по вопросам внешней и внутренней политики Украины

3 года – достаточное время, чтобы оценить масштабность события.

С одной стороны – эта трагедия была ошибкой российской стороны, когда жертвами российской агрессии, российского оружия стали граждане стран мира, а не Украины. Мир другими глазами посмотрел на войну на Донбассе, оккупацию Крыма. И начал собирать доказательства участия России в этом. С каждым новым доказательством увеличивался вес аргументов в оценке российского вмешательства в украинские дела.

По юридическому линии Украина сделала абсолютно правильно – пошла на полное сотрудничество со странами, чьи граждане стали жертвами этого террористического акта. Это создало доверие к украинской позиции во время расследования и доверие к промежуточным и окончательным результатам расследования.

Украине и странам, чьи граждане стали жертвами, не удалось провести через Совет Безопасности ООН решение о создании международного трибунала по расследованию, и Россия тоже проявила себя в этой ситуации как заинтересованная сторона – она наложила вето.

И теперь разные этапы следствия, которые ведет прокуратура Королевства Нидерланды, уже завершаются. Закончена техническая сторона расследования, заканчивается юридическая сторона расследования. Дело нужно передавать в суд. Нужно определить, кто этим будет заниматься. По последним данным – это дело будет рассматривать суд Нидерландов, который имеет в своем составе международную палату, что не типично для национальных судов, но у Нидерландов это есть.

Процесс закономерно движется к тому, что в судебном порядке будут определены виновники и исполнители этого теракта, появится юридическая возможность привлечь их к ответственности.

Не думаю, что Российская Федерация их будет выдавать, по крайней мере, в ближайшее время. Но даже фиксация этих фамилий и гражданства этих людей, их заказчиков и организаторов, будет способствовать установлению справедливости. Для мирового сообщества это будет точка в деле. Эти люди не смогут выезжать за пределы России, потому что их арестует Интерпол. Но специально их Россия выдавать не будет. Более того, если их выдать – они смогут давать дополнительные показания. Поэтому Россия как главный виновник этой трагедии не заинтересована в выдаче этих своих граждан. Должно смениться руководство России, чтобы они "покаялись".