Что предлагает Порошенко?
В законе определения незаконного обогащения должны прописать так:
"Приобретение лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, в собственность активов в значительном размере без законных на то оснований при отсутствии признаков злоупотребления властью или служебным положением или признаков принятия предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом, а так же передача им таких активов любому другому лицу ".
Читайте также: Евросоюз не будет наказывать украинцев за решение Конституционного суда, – МИД
Что это значит?
Действительно, при такой формулировке подозреваемый в незаконном обогащении не обязан доказывать, откуда у него состояние. Ведь именно к нарушению презумпции невиновности – главная претензия Конституционного суда. Теперь для привлечения чиновников к ответственности за необоснованные доходы следствию нужно будет доказывать, что такой чиновник не получал взятки или не злоупотреблял властью или служебным положением.
То есть прокурор должен представить доказательства невиновности чиновника. А уже потом можно начинать говорить о незаконном обогащении. Но таких полномочий прокурора и следователей не предусматривает Уголовный процессуальный кодекс. Поэтому привлечь чиновников к ответственности за приобретение имущества, которое не объясняется их официальными доходами, будет невозможно.
Что было при Януковиче?
В 2011 году впервые приняли статью в УПК о незаконном обогащении. Но написали ее так, чтобы наказать кого-то по этой статье было невозможно. Под незаконным обогащением имели в виду получение неправомерной выгоды. И именно ее получение требовалось доказать правоохранителям.
Почему редакция статьи УПК от Порошенко – хуже?
Ранее для наказания чиновника за незаконные доходы необходимо было доказать получение взятки.
Сейчас Порошенко предлагает доказать, что чиновник не получал взятку и не злоупотреблял своей должностью.
Насколько это реально? Риторический вопрос.
Что такое статья о незаконном обогащении и почему суд отменил ее?
В декабре 2017 года до Конституционного суда на статью о незаконном обогащении пожаловались 59 народных депутатов. 26 февраля 2019 года КС отменил статью Уголовного кодекса, которая предусматривала наказание за незаконное обогащение – заключение сроком от 5 до 10 лет, запрет занимать определенные должности и конфискацию имущества. Причина: положения статьи якобы не соответствуют принципам верховенства права и презумпции невиновности, а формулировка "допускает обвинения, основанные на предположениях".
Между тем 65 человек, в отношении которых пока что находятся соответствующие производства в НАБУ, наказаны не будут. Амнистию также получили чиновники, которые незаконно обогащались после Революции Достоинства. Поскольку уголовный закон, ужесточающий ответственность, не может иметь обратной силы во времени. Чиновники с недавно коррупционными доходами – остаются безнаказанными.
К слову, в Украине в незаконном обогащении подозревают:
• экс-исполняющего обязанности председателя Государственной фискальной службы Мирослава Продана;
• министра инфраструктуры Владимира Омеляна;
• экс-чиновника Генпрокуратуры Дмитрия Суса;
• экс-военного прокурора сил АТО Константина Кулика;
• лидера "Радикальной партии" Олега Ляшко;
• заместителя главы СБУ Павла Демчину.
- 28 фев 2019В НАБУ резко отреагировали на отмену статьи о незаконном обогащении