Киевлянин Алексей Шкатов часто ездит в родной Харьков. До теперь удобнее было добираться поездом. Как ездить теперь — не знает, уже одну поездку отменил.

"Простых бюджетных поездов теперь не осталось. Теперь машиной ездить дешевле даже вдвоем", — рассказал Алексей Шкатов.

Укрзализныця переписывает графики движения поездов. В течение лета отменят четверть ночных маршрутов. Частично их должны заменить скоростные электрички Hyundai. Уже с понедельника они будут ездить из Киева в Харьков, Львов и Донецк. Цены — значительно выше, но зато ехать быстрее — говорят в "Укрзализныце".

"Если человеку нужно в Харьков за четыре с половиной часа или во Львов за четыре часа и пятьдесят минут — поедет пассажир!" — говорит начальник главного пассажирского управления "Укрзализныци" Александр Иванько.

Впрочем, не все готовы переплачивать за скорость, новый график не сильно удобный и и пять часов сидеть с двумя соседями по бокам — не очень удобно. Возмущенные пассажиры проявляют протестную активность — правда, пока в соцсети. Еще до запуска поездов Hyundai там появились группы несогласных с нововведениями. Одно из таких сообществ организовал киевлянин Виктор Крук. Его регулярные поездки между Киевом и Львовом будут теперь либо слишком дорогими, либо слишком длинными.

"По сути, людям не оставили выбора — либо ехать 12 часов ночью. Или 5 часов — но очень дорого", — говорит Виктор Крук.

Постепенно новые поезда с новыми ценами вытеснят старые. В Кабмине говорят, долгое время железнодорожные билеты были "неоправданно убыточными".

"Устранять убыточность подорожанием билетов — не выход", — сказал экс-министр транспорта Иосиф Винский.

По его мнению, на рынок железнодорожных перевозок следует допустить частные компании, тогда и цены на билеты, за счет конкуренции, будут невысокими.

"При нормальной системе организации пассажирского транспорта цены будут невысокими. Потому что у меня всегда есть вопрос, почему поезд, который везет 500 человек — убыточный, а автобус, который везет 20 человек — доходный", — добавил Винский.

Вскоре все 10 новых Hyundai должны выйти на украинские маршруты. Для того, чтобы их приобрести, Украина взяла международный кредит, ведь стоимость одного корейского поезда — почти 30 миллионов долларов. Следует отметить, что поезда такого же класса производят и в Украине.

"Не хуже импортных, но дешевле. Украинские вагоностроители убеждают — их продукция удовлетворит и пассажиров, и железнодорожников. Но чиновники решили по-своему. Поэтому львиную долю госзаказа получили иностранцы", — рассказал журналист Максим Кукал.

На Крюковском вагоностроительном заводе очень рассчитывали на госзаказы к ЕВРО-2012, но чиновники предпочли корейцев. Отечественный производитель получил квоту лишь на два поезда. Почему так случилось, на заводе не понимают.

"За два корейских поезда можно купить три наших", — заявил президент ОАО "Крюковский вагоностроительный завод" Владимир Приходько.

Один из этих поездов уже ходит по железной дороге, другой — дорабатывают на заводе. Их скорость — до 160 километ в час, внутри — кондиционеры, Wi-Fi, вакуумные туалеты, возле каждого сидения — розетка. Позаботились и об удобствах для машинистов.

"Здесь есть микроволновка, в которой можно подогреть завтрак. Также холодильник для хранения продуктов", — говорит главный конструктор скоростного поезда Георгий Игнатов.

Кроме цены, еще одно преимущество, о котором говорят крюковские вагоностроители — все запчасти и ремонт в случае необходимости будут доступны через несколько часов, ведь производство в Украине. Соответственно, и цена на билеты для пассажиров была бы дешевле.

Вице-премьер Борис Колесников говорит, что не против покупать украинские поезда, но в будущем.

"Когда этот поезд обкатают полностью, когда он будет отвечать параметрам, которых требует железная дорога, мы с удовольствием купим украинский поезд", — говорит чиновник.

Он также пояснил, что Крюковский завод не успел представить свои поезда к ЕВРО-2012, поэтому предпочли корейские поезда. На заводе же отрицают, дескать, Кабмин с самого начала предупредил, что купит не больше двух поездов. Так и сделали, сколько заказали. Денег за этот контракт на заводе еще не видели.

"В нас не поверили. Я не хочу сейчас говорить на камеру, что сказал премьер-министр. Он очень обидно высказался относительно наших способностей и возможностей и ограничился двумя поездами. Хорошо, спасибо. Если вопрос профинансируют, как об этом сказали Премьер и Президент, то мы не только сделаем, но деньги получим. А можем же сделать и не получить", — сказал Владимир Приходько.

На Крюковском заводе надеются, что государство все же даст Заказы на их новые электрички. Ведь в планах властей за 4-5 лет большинство привычных вагонов заменить именно такими — скоростными, с сидячими местами.