Впрочем, танки на его конвейерах появились не сразу, ведь начиналось все с паровозов. Еще в далеком 1897 году здесь выпустили первую модель, а вскоре производство достигло таких масштабов, что именно Харьков выпускал каждый пятый паровоз для Российской империи.

Но со временем приоритеты меняются. В 1929 году к локомотивам и тракторам впервые присоединяются танки. Это был "Т-12". Характеристики откровенно слабые: конструкторы только начинали совершенствовать броню, плазуновое шасси и пушки. Зато через 10 лет, когда началась Вторая мировая, харьковчане уже имели чертежи своего основного детища: "Т-34".

22 июня 1941 война добралась и до русских границ, завод срочно переходит на круглосуточную работу в 2 смены по 11 часов. Но немцы подступали слишком быстро, нужно было эвакуировать производство. В середине сентября вывезли 8 тысяч работников, все станки, инструменты, заготовки и комплектование. Пустые цеха взорвали.

Читайте также: Новые боеприпасы боевиков оставили воронку шириной в 5 метров: опубликованы фото

Завод разделят на 2 части: в Нижнем Тагиле будут производить танки, в Челябинске – двигатели. Поскольку половина работников ушла на фронт, им на смену пришли женщины, пенсионеры и учащиеся ПТУ.

Солдаты хвалили "Т-34" за простоту обслуживания и легкость ремонта, поэтому Кремль постоянно подгонял и увеличивал заказ. Работникам удалось выйти на невероятный показатель – 650 танков в месяц, иногда превосходили планку в 700 единиц. В мае 1945 года выйдет 35-тысячный танк и "Т-34" станет самой многочисленной боевой машиной Второй мировой.

После войны завод вернется в родной Харьков, а его механиков еще долго будут отправлять на другие предприятия передавать опыт.

В 1985 году начали серийное производство "Т-80", а уже во времена независимости Украины 320 таких моделей подготовили для Пакистана. В 1995 году на его основе сконструировали один из лучших танков современности "Т-84" и его модификацию "Оплот". Это стало новым прорывом для легендарного завода. Здесь совершенно все: башня с пушкой, что поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд. Броня, которая выдерживает обстрел практически всех современных боеприпасов. И невероятная проходимость.

Читайте также: Почему Россия не способна сбивать современные американские истребители: объяснение пилота

Харьковчане поняли: вместо того, чтобы создавать новые модели, более рационально модернизировать старые. Так на базе "Т-64" появились новенькие "Булат", которые во времена АТО стали основной боевым танком украинской армии.

И наконец "БТР-4 Буцефал", который стал сугубо украинской разработкой, ведь от предыдущих моделей осталась только броня. Сейчас в цехах снова кипит работа. Нужно не только готовить новые танки, но и ремонтировать поврежденные.

Завод имени Малышева, безусловно, уменьшил объемы производства, единственное, чем он точно не собирается уступать, так это качеством. Держит марку уже более 120 лет.