Соглашение предусматривало запуск Ryanair четырех новых маршрутов из Киева и семи из Львова. Из столицы Ryanair должен был возить украинцев три раза в неделю – в Эйндховен (Нидерланды) и Манчестер (Великобритания), 5 раз – в Лондон и четыре раза – в Стокгольм (Швеция).

Читайте также: Налетались! – в сети возмущены, что Ryanair уходит из Украины

Львовское направление охватывало – Лондон (Великобритания), Эйндховен (Нидерланды), Берлин (Германия), Мемминген (Германия), Будапешт (Венгрия), Вроцлав (Польша) и Краков (Польша). Стоимость билетов планировалось от 25 до 50 евро. Такое количество авиарейсов позволило бы рассчитывать на 500-тысячный пассажиропоток.

Сообщение о сложности, а по мнению министра Емельяна, нежелании руководства "Борисполя" пускать Ryanair поступали регулярно в течение весны. Международный аэропорт "Киев" (в Жулянах) также отказался принять лоукост Ryanair. В компании "Международные авиалинии Украины" (МАУ) обвинили министра инфраструктуры Владимира Омеляна в лоббизме Ryanair.

На прошлой неделе гендиректор аэропорта Борисполь Павел Рябикин на своей странице в Facebook сообщил, что они со своей стороны подписали договор с Ryanair.

Читайте также: Лоукостеры в Украине: как правильно планировать бюджетное путешествие

Однако уже в этот понедельник гендиректор заявил, что приход Ryanair может нанести ущерб аэропорту в размере 2 миллиардов гривен. По его мнению, Ryanair выдвинул ультиматум "Борисполю" относительно обязательного закрепления низкого пассажирского сбора (тарифа), обязательность рассмотрения спорных вопросов в Лондонском арбитраже и правила 100-километровой зоны, которое должно предоставлять скидку Ryanair при полете в новый аэропорт.

Окончательно ли Ryanair ушел из Украины, действительно ли требования Ryanair являются ультиматумом и как среагирует высшее руководство страны – сайту "24" помог разобраться главный редактор Avianews Александр Мироненко.

Позиция "Борисполя" простыми словами

Если они предоставят скидки Ryanair, которые требует лоукост, другие компании тоже попытаются получить эти скидки. Это, вероятно, принесет "Борисполю" убытки в 2 миллиарда гривен.

Откуда взялась эта сумма в 2 миллиарда?

Математика не складывается. Цифры условны. Они считают так, что сумма недополученных средств от других авиаперевозчиков – 650 миллионов. В случае введения скидок для Ryanair и недополучения дохода от МАУ, если они откажутся от услуг "Борисполя", убытки составят 750 миллионов. То есть выходим на сумму 1,4 миллиарда.

Читайте также: Директор "Борисполя" прокомментировал выход Ryanair из Украины

Могли ли сосуществовать традиционные авиаперевозчики с лоукостами?

Такая практика существует в Европе – в Будапеште, Франкфурте и других городах, где классические перевозчики сосуществуют с лоукостами. Кроме того, лоукосты получают скидки за обслуживание в менее удобных терминалах.

Есть ли такие возможности у "Борисполя"?

В "Борисполя" есть необходимая инфраструктура для этого. Аэропорт имеет законсервирован терминал F. Он прекрасно подошел бы для обслуживания Ryanair. Его можно было бы запустить без таких капиталовложений, которые озвучила администрация аэропорта (100 миллионов гривен).

Лоукосту, по факту, нужна просто "палатка" для принятия пассажиров. Терминал можно даже не отапливать в зимний период. Чтобы люди могли зайти и подождать самолет не под открытым небом, а чтобы было какое-то укрытие. Лоукосту нужны очень аскетичные условия. Они соглашаются на такие условия, если аэропорт требует высокую плату за эти услуги.

Однако, руководство аэропорта говорит, что такие условия традиционным авиакомпаниям, как British Airways, Lufthansa, не подойдут.

Читайте также: Лоукостер Wizz Air снизил тарифы из-за отмененных рейсов Ryanair из Украины

В их терминалах есть вся необходимая инфраструктура – магазины, кафе и телетрапы, которые обеспечивают комфортный переход из помещения в салон самолета. Лоукосты от всех этих вещей отказываются, чтобы удешевить перевозки. Терминал F пригоден для бюджетного использования.

Почему Ryanair ушёл из Киева и автоматически из Львова?

Поскольку не удалось договориться с киевскими аэропортами, львовский – стал заложником. Ryanair собирался комплексно выйти на украинский рынок, а открывать небо во Львове – лоукосту мало. Во Львове вообще подобных "Борисполю" вопросов не возникало. Соглашение с Ryanair было подписано и уже ждали первых рейсов. Во Львов летают как лоукосты, этак и традиционные авиаперевозчики.

Читайте также: Почему Ryanair узодит из Львова: объяснение Садового

К тому же, можно говорить, что ирландцы заняли принципиальную позицию, если не Киев, то и не Львов. Если им что-то не нравится, они сразу сворачивают рейсы по всей стране – это основной принцип их работы. Ryanair обслужил в 2016 году 130 миллионов пассажиров, в то время как все украинские аэропорты с 2017 года – 10 миллионов.

Рейсы Ryanair были не только для безвизовых поездок

Здесь несколько не так. Что касается Киева, то только два рейса из столицы является безвизовыми. В Великобританию – визы нужны, которые достаточно сложно получить.

Единственное объяснение, какое есть на рынке: эти рейсы должны были стать туристическими для британцев, которые знают, что Киев интересен и привлекателен по цене.

Противоречит ли позиция "Борисполя" позиции правительства?

Существует договор на правительственном уровне, который позволяет выполнить "Борисполю" все требования Ryanair. Рябикин говорил, что они не могут дать скидку Ryanair в направлении Лондона, потому что оно не новое для украинского аэропорта. Однако существует приказ Мининфраструктуры, что определяет новое направление – это новый аэропорт. Итак, позиция Рябикина не конструктивна.

Если у президента и премьера есть своя позиция по Ryanair, то мы увидим в ближайшее время смену руководства аэропорта "Борисполь". Это будет тест для власти, однако следует отметить, что если подписан контракт с Рябикиным, то он может обжаловать свое увольнение через суд. Контракт с этим чиновником не обнародован.

Есть ли перспективы возвращения Ryanair?

Сейчас говорить об этом сложно. В Украине присутствует лоукост Wizzair, имеющий более гибкую позицию, но это отражается на его украинских тарифах, которые существенно выше европейских.

Читайте также: Еще не все потеряно: Украина имеет шанс таки подписать договор с Ryanair