Почему же у нас электронное правительство внедряется с таким трудом? Казалось бы, у нас нет проблем со светлыми головами, способными создавать необходимые он-лайн системы. Финансы тоже можно изыскать – не настолько это баснословно дорого, как любят говорить чиновники, которые, как раз, и являются причиной того, что мы до сих пор вынуждены носить тысячи бумажек в сотни разных инстанций.
Главное препятствие – неповоротливая бюрократическая машина, со скрипом утверждающая нужные законы. Введение ключевых элементов электронного правительства, таких как BankID, MobileID, ID-карточка и т. д., требуют постоянной работы на уровне законодательства. К тому же, законодательная база устарела и ее нужно вначале привести в соответствие с требованиями современности.
Недавно к власти пришел премьер-министр, который является приверженцем новых технологий и идейным сторонником создания электронного правительства. Он уже сделал некоторые шаги к ускорению процесса и на него возлагаются большие надежды.
Еще одна проблема – непонимание важности популяризации электронного документооборота среди населения. Много времени для внедрения e-правительства не требуется. Это можно сделать, при надлежащем подходе, за полгода. Но какой от этого будет толк, если во многие населенные пункты нашей страны невозможно провести интернет, а люди старшего поколения боятся компьютеров и смартфонов, как черт ладана. Им кажется, проще съездить в райцентр, провести там полдня в очереди и так получить нужную бумажку. Для ускорения поставив "могарыч".
В Японии и Сингапуре внедрению электронного правительства предшествовали многие годы тотальной компьютеризации населения и госслужащих. К примеру, в Японии в 2001 году начал работу Штаб по продвижению в общество высокоскоростных технологий. Его главой и основным идеологом стал тогдашний премьер-министр Мори, который позже признался, что до 2000 года даже ни разу не прикасался к клавиатуре. Тем не менее, он сделал развитие информационных технологий ключевым элементом своей политики, и к 2007 году электронные технологии были внедрены практически во все сферы жизни.
Сегодня в Японии количество государственных заявлений в электронном виде составляет 92%, а справиться с ними может даже столетняя бабушка, живущая в каком-нибудь отдаленном поселке на одном из островов.
Еще одно препятствие – ненадлежащий уровень владения информационными технологиями среди чиновников. На госслужбе у нас сейчас, в основном, несколько ярких типажей служащих.
Вымирающий типаж – чиновники старой формации, которые начинали свою карьеру еще при Союзе. Они приходят на работу в 9:00, уходят в 18:00, в течение дня перекладывают на столе бумажки и все, что нужно сделать на компьютере, сваливают на секретаря. Они не хотят нововведений, боятся перемен и всеми силами держатся за свои кресла.
Другой типаж – самый распространенный – моложе. Они дружат с техникой, но понимают, что введение прозрачных закупок и перевод их дел в digital разрушат тщательно отлаженные схемы откатов и возможность брать "мзду" за услуги. Их любимый аргумент: а иначе для чего я шел на госслужбу за копейки.
За последние пару лет появился еще один типаж – молодые энтузиасты. Но, приходя в кабинеты госучреждений, они сталкиваются с необходимостью работать на компьютерах позапрошлого поколения с трехдюймовыми дискетами. То есть, не в последнюю очередь в госструктурах нужна хорошая техническая оснастка, необходимо регулярно повышать квалификацию служащих касательно информационных технологий и дать понять чиновникам старой формации, что если они не желают перековываться, могут попрощаться с креслами.
Хочется надеяться, что перечисленные выше моменты будут приняты во внимание и в Украине вскоре тоже откроются центры, подобные, к примеру, грузинским Домам Юстиции, где граждане, благодаря современным технологиям, cмогут получать практически любые справки или услуги административного характера быстро и качественно. Где не будет того, с чем у нас ассоциируется госучреждение – то есть, очередей, хамского отношения, сотен кабинетов и миллиона бумажек.
Меняется мир, меняемся мы, меняется и наш менталитет. Давно пора.
Читайте также: Вызов Украине: мусорная свалка – как ресурс