Харьковчане готовы были бороться за сердца украинских аграриев. Недавно компания представила новое поколение тракторов — модель "243-ка", мощностью 250 лошадиных сил. Поработали над облицовкой, кабиной и гидравлической системой, при этом сохранили простоту и неприхотливость украинской машины. Позади у завода непростые времена: банкротство и годовой простой, впрочем, надеются, им удастся возродить былую славу.

Читайте также: Delfast Ebike — украинская компания, которая разработала сверхмощный электровелосипед

Создался завод в 1930 году. Кремль понимал, что на украинском зерне можно хорошо заработать, поэтому велел построить возле Харькова мощный завод. Уже по традиции выделили минимальные сроки — 15 месяцев. Собственного опыта в производстве тракторов не было, поэтому специальная делегация отправилась в США приобрести не только полный проект завода, но и все оборудование — от станков до конвейеров. Более того, и модель первого трактора тоже заимствовали.

Заправленный керосином СХТЗ, развивал скорость 7 километров в час. Колеса были металлическими, что, в конце концов, всех удовлетворяло. В то время Советский Союз не делал резины. Поэтому даже сиденья и руль были металлическими.

Первые тракторы Харьковского завода

1 октября 1931 года под бурные аплодисменты 25 тысячной толпы — 10 красных тракторов выехали из стен завода. Всего за 3 месяца удалось выпустить около тысячи тракторов.

За несколько лет с американским клоном покончили. Ему на смену пришел первый гусеничный трактор собственной разработки — СТЗ НАТИ. Мощность достигла 52 лошадиных сил, то есть вдвое больше, чем у колесных тракторов. К тому же он на четверть экономил топливо и поражал своей проходимостью. Модель даже побывала на Международной выставке в Париже, где получила высшую награду. Пока царил мир, трактор работал на полях, во время Второй мировой — превращался в артиллерийский тягач для военной техники, а уже после войны — расчищал разбомбленные города.

Читайте также: Изюмский приборостроительный завод — уникальное украинское предприятие, производящее оптическое стекло

В 1949 году харьковчане представят новую модель — дизельный ДТ-54, ставший настоящей звездой на целинных полях Советского Союза. Работать приходилось в сложнейших условиях, и несмотря на все это трактор зарекомендовал себя, как безотказная машина.

Украинский трактор на поле

В 1967 году с конвейера сойдет миллионный трактор, а настоящего пика завод достигнет в семидесятых годах, когда харьковчане запустят производство Т-150. За год с конвейера выходило и 60 тысяч тракторов. Внутренним рынком не ограничивались, украинские тракторы покупали фермеры из США, Канады, Австралии и Испании. Стоил он не мало – 25 тысяч долларов. Для сравнения, за 412-й Москвич просили 1,3 тысячи долларов. Отметку в 2 миллиона тракторов ХТЗ пересечет в 1982 году, вскоре карта экспорта будет насчитывать 36 стран.

Это были золотые времена, по которым последовал резкий спад: 90-е стали нелегким испытанием. Сейчас харьковчане готовы возвращаться в игру и завоевывать новые позиции.