Неполноправные граждане

В декабре 2017 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №7425 "О защите украинской государственности от проявлений коллаборационизма". Коллаборационистами авторы называют тех, кто добровольно сотрудничает с врагом, совершающим агрессивные действия против Украины.

Читайте также: Апофеоз политического туризма: как Крым сползает в "позавчера"

Основаниями для подозрения в коллаборационизме предлагается считать организацию массовых политических мероприятий и публичные призывы в поддержку оккупантов (в том числе и через Интернет), участие в работе оккупационных органов власти или оказание им различного рода поддержки, а также участие в военных действиях на стороне врага.

Этих лиц предлагается наказывать ограничением в правах сроком на 15 лет. В частности, им нельзя будет избираться в органы власти, занимать должности в государственном аппарате и органах местного самоуправления, работать в правоохранительной системе и судах, служить в ВСУ. Кроме этого, такие люди не смогут работать с гостайной, на стратегических объектах и владеть оружием. Однако все эти запреты коснутся только тех, кто сотрудничал с оккупационными властями добровольно.

​Следуя логике данного проекта, в Крыму в категорию коллаборантов попадут так называемые депутаты разных уровней и чиновники в республиканском и местном аппарате. Сюда же относятся те, кто принимал активное участие в организации "референдума" 2014 года и проведении уже четырех российских выборов на полуострове, а также сотрудники вузов и СМИ, которые публично выражали свою поддержку действиям России. При этом для последних категорий не вводится ограничений на профессиональную деятельность.

Между наказанием и прощением

Второй проект закона, который еще не прошел регистрацию в парламенте, носит рабочее название "О прощении" и подготовлен Центром деоккупации и реинтеграции "Сила права".

Согласно данному документу, вводится градация преступлений – за наиболее тяжкие придется ответить по всей строгости закона. Это касается тех, кто содействовал захвату государственной власти и посягал на территориальную целостность Украины, готовил и совершал теракты, создавал не предусмотренные украинским законодательством военизированные формирования ("крымская самооборона"), принимал участие в массовых беспорядках и захвате административных зданий или стал дезертиром.

​В остальных случаях коллаборационисты могут избежать уголовного наказания, если раскаются в своих действиях и подадут прошение о прощении. Правда, даже после этого их ожидает существенное ограничение в правах сроком от пяти до десяти лет. В частности, коллаборанты лишаются избирательных прав и возможности работать в органах власти. Им запрещается поступать на военную службу, работать в правоохранительных органах и судах, руководить предприятиями и заниматься преподавательской деятельностью.

Лишение гражданства

Пожалуй, самым радикальным в части наказания коллаборантов стал внесенный в Раду 19 апреля от имени президента Украины законопроект №8287, которым предусматривается масштабное лишение украинского гражданства крымчан за участие в проводимых Россией выборах на территории полуострова.

В соответствии с нынешним законодательством Украины, основания для лишения гражданства сведены к трем основным пунктам:

* добровольное принятие гражданства другого государства;
* получение украинского гражданства путем обмана;
* добровольная служба в вооруженных силах другого государства (Закон о гражданстве Украины, ст. 19).

Читайте также: Могла ли военная операция Украины защитить Крым от российской оккупации

Новый законопроект предлагает расширить эти основания довольно абстрактной формулировкой о реализации крымчанами избирательного или иного права страны-оккупанта. Такая расплывчатая трактовка уже вызвала критику законопроекта со стороны юристов. Представитель президента в Верховной Раде Ирина Луценко поспешила уточнить, что данная мера коснется не всех крымчан, а только тех, кто добровольно ходил на проводимые Россией выборы или принял добровольное решение служить в российской армии. Однако каким образом будут выявлять добровольный или принудительный характер действий крымчан, до сих пор не ясно – справки о принуждении к выборам россияне выдавать точно не будут.

По мере приближения деоккупации Донбасса и Крыма вопрос наказания для тех, кто нарушал украинские законы на этих территориях, будет приобретать все большую популярность – оставить безнаказанными преступников нельзя. Однако самым сложным в данном случае будет соотношение степени вины и адекватности наказания. Согласно предложенному законопроекту о коллаборационизме, большинству жителей оккупированных территорий уголовное преследование не грозит – оно коснется только тех, кто совершил тяжкие преступления против государства или общества. В остальных случаях те, кто добровольно поддерживал оккупационную власть, будут лишь ограничены в правах на определенный срок.

Законопроект, предложенный Порошенко, гораздо более жесткий, поскольку предлагает лишать коллаборантов украинского гражданства. И он явно придется по вкусу тем, кто склонен рассматривать всех крымчан предателями, упрекая их в сдаче полуострова агрессору. Однако этот проект затрагивает некие важные вещи, которые упускают правозащитники, стремясь максимально смягчить для жителей оккупированных территорий последствия реинтеграции.

​Гражданство – это не данность, не формальность и не паспорт. Это в первую очередь комплекс прав и обязанностей, который получает человек, становясь гражданином государства. А вместе с ними и ответственность за свои действия. Поэтому добровольный выбор гражданства агрессора, как и сотрудничество с ним, вполне могут стать поводом для того, чтобы Украина разорвала отношения с такими лицами. Только вряд ли приобретение российского гражданства крымчанами можно считать добровольным – усилиями Кремля жители полуострова заснули в одной стране, а проснулись в другой. Россия милостиво дала месяц, чтобы отказаться от российского гражданства. В результате пройти процедуру отказа смогли лишь немногие – остальные отправились за российскими документами. Одни штурмовали миграционную службу, желая поскорее получить книжицу с двуглавым орлом, другие стояли в этих очередях, сцепив зубы и отводя глаза. Некоторые ждали до последнего, а потом сдались – под угрозой увольнения, невыплаты пенсий или невозможности попасть к врачу пошли за российскими документами, презренно именуя их "аусвайсами".

Кстати, самых рьяных поборников России, которые первыми получали ее паспорта весной 2014 года, было видно по автомобильным номерам с тремя семерками – позже в Крыму стали выдавать номера 82 региона. Наверное, лишить украинского гражданства таких людей будет даже более гуманно, чем подвергать их риску уголовного преследования или ждать от них прошения о прощении.

​Однако нельзя забывать и о том, что гражданство – это различные виды взаимосвязей, которые возникают в процессе взаимодействия гражданина и государства. И если человек добровольно отказывается от связи со своей страной, значит, она для него стала чужой. А вот сохранить оставшиеся ниточки с теми, кто не желает их разрывать, – одна из важнейших задач не только украинского государства, но и общества. Наши граждане там – один из ресурсов для возвращения полуострова.

Автор: Евгения Горюнова, крымский политолог
Источник: "Крым.Реалии"

Читайте также: Отказ от Донбасса и Крыма не решит проблемы Украины