Конфликт между частной компанией Контейнерный терминал Ильичевск (на момент подписания договора ЧП “Укртрансконтейнер”) и государственным предприятием Ильичевский Морской Торговый Порт (ИМТП) длится почти десять лет — практически с момента подписания договора о совместной деятельности (СД) в июне 2005 года. ЧП “Укртрансконтейнер” и ИМТП создали совместное предприятие (СП) целью которого было развитие мощностей контейнерного терминала ИМТП за счет средств частного инвестора. Предполагалось, что такое государственно-частное партнерство должно привести к росту объемов перевалки в порту и, соответственно, росту доходов госпредприятия.

По факту все складывалось не совсем так. Во-первых, вместо роста прибыли, государственный порт “просел” в доходной части в первый же год после старта СП. Во-вторых, из-за нерыночной оценки активов ИМТП, госпредприятие превратилось из 100% в миноритарного собственника своих же активов. На сегодняшний день государству принадлежит всего 26% совместного с КТИ предприятия, а в руках частной компании сосредоточено 74%.

В рамках судебного расследования, нынешнее руководство ИМТП настаивает, что на момент подписания соглашения с ЧП “Укртрансконтейнер”, оценочная стоимость имущества порта, которое вносилось в качестве долевого участия в СП, была существенно занижена. Так, четыре причала, складские площади, размещенные на 29,7 га, перевалочная техника и другое оснащение, согласно договору о совместной деятельности, были оценены в 93,3 млн. грн. Оценку проводила некая компания “ЭОС”. В то время, как оценочная компания “Агентство Недвижимости “Акцент” оценило данные активы на сумму 375,4 млн. грн. (состоянием на 2005 год). Т.е. оценка имущества порта была занижена в четыре раза, что привело к значительному сокращению доли государства в совместном предприятии.

Еще одним поводом для недовольства ИМТП от совместной работы с КТИ стало распределение прибыли между госпортом и частной компанией. Скорее значительное недополучение прибыли первым.

Дело в том, что согласно дополнению к основному договору, которое было подписано в 2006 году, все операционное управление осуществлялось единолично КТИ. По условиям этого же дополнения, ИМТП получал от КТИ “минимальный гарантированный доход” — фиксированную сумму, которая корректировалась от года к году только показателем инфляции.

Так, по данным юридического департамента порта, за семь месяцев самостоятельной работы порта в 2005 году (до подписания договора) на мощностях, которые были переданы в совместное пользование, госпредприятие получило прибыль в размере 41 млн грн., а за пять месяцев совместной работы с ЧП “Укртрансконтейнер”— 27 млн грн. В 2006 году прибыль порта упала до 45,7 млн грн. / год, в 2007 году она снова сократилась до 37,6 млн грн. / год. Таким образом, за два года совместной деятельности порт потерял более 50 млн грн. чистой прибыли, это с учетом роста объемов перевалки и повышением доходной ставки.

Нарастающее недовольство со стороны порта и непонимание претензий госпредприятия частным оператором, выливалось во взаимные обвинения в невыполнении договорных обязательств, которые из публичной плоскости переходили в зал судебных заседаний.

Последние шесть лет конфликт находился в “замороженном” статусе, но в феврале 2015 года разгорелся с новой силой. Причиной тому послужила государственная реформа, согласно которой имущество ИМТП, которое было объектом совместной деятельности с КТИ, было передано на баланс другому юридическому лицу - Государственному предприятию “Администрация морских портов Украины”. Таким образом, с учетом изменившихся обстоятельств, договор о совместной деятельности КТИ и ИМТП не мог быть реализован и был расторгнут. Подробно об этом писали “Українські Новини

Первым делом компания КТИ попыталась через суд признать неправомерным расторжение договора о совместной деятельности. Однако первоначальные иски компании были отклонены Одесским Хозяйственным и Апелляционным судами, а затем — Киевским Хозяйственным судом.

Потерпев неудачу, КТИ подала повторно исковое заявление на взыскание более полумиллиарда долларов в качестве недополученной прибыли от совместной деятельности с ИМТП, а также как компенсацию за ранее вложенные средства в развитие терминала. Чем обоснована такая круглая сумма?

В интервью изданию delo.ua генеральный директор КТИ Андрей Павлютин отмечает, что договор между КТИ и ИМТП был подписан на 35 лет, соответственно, его срок должен был истечь только в 2030 году. Поэтому компания считает всю упущенную прибыль за 15 лет несостоявшегося партнерства. С одной стороны - все логично. С другой — откуда такая сумма? В этом же интервью господин Павлютин называет сумму инвестиций КТИ в развитие терминала — “несколько десятков миллионов долларов”. Но интересны еще и другие данные, на которые ссылается гендиректор — показатели прибыли, которую получал ИМТП от совместной деятельности с КТИ. Так, по словам Павлютина, в 2014-м году Ильический порт получил чистую прибыль от СП в размере 74 млн. гривен, прогноз чистой прибыли на 2015 год был порядка 90 млн.гривен. По нынешнему курсу, это 3,75 млн. долларов прибыли в год. Если сохранить динамику роста прибыли по году (17%), которую получало госпредприятие, то получится, что за 15 лет ИМТП получило бы от совместной деятельности с КТИ 65,8 млн. долларов. В то время, как КТИ требует от государства компенсацию в полмиллиарда долларов. Даже с учетом неравномерных долей в совместном предприятии (у государства 26%, у КТИ - 74%) эти цифры выглядят космически завышенными. Остается открытым вопрос: сколько заработало КТИ с 2005 по 2015 год?

“Гарантированный минимальный доход”, которым госпорт довольствовался десять лет подряд, был уж очень минимальным. Логично, что ИМТП настаивает на экономической нецелесообразности продолжения совместной деятельности с КТИ. И понятно почему КТИ на ней настаивает.

О важной детали говорит в эксклюзивном комментарии изданию заместитель директора Ильичевского порта по правовым вопросам Константин Пуленко. По словам юриста, в июле 2015 года должен был вступить в силу второй этап совместной деятельности КТИ — ИМТП, согласно которому госпорт должен был сделать повторный вклад в СП в виде двух дополнительных причалов - №1 и №2, а также всего необходимого тех.обеспечения и площадей для хранения контейнеров. По заявлению гендиректора КТИ Павлютина, в 2014 году доля КТИ составляла 30% от общего контейнерного оборота Украины. В случае получения в пользование еще двух причалов компания КТИ превратилась бы в абсолютного монополиста контейнерного перевалочного рынка Украины. А это уже подрывает основы рыночной конкуренции страны.

В публичных заявлениях руководство КТИ сетует, что государство вытесняет из страны международную компанию и это отпугивает зарубежных инвесторов. В ИМТП говорят, что разрыв отношений с КТИ, наоборот, привлек потенциальных инвесторов в порт. Так, был подписан договор о намерениях с французской компанией Soufflet, которая готова инвестировать в развитие терминалов ИМТП 100 млн. долларов только на первом этапе. За десять лет сотрудничества КТИ инвестировала в порт "несколько десятков миллионов".

К слову, до 2013 года компания КТИ была частью Российской Национальной Контейнерной Компании. В 2015 году компания планировала продать 50% акций американскому инвестфонду "Siguler Guff & Company". По словам Павлютина переговоры велись с декабря 2013 года, но до сих пор неизвестно была ли закрыта сделка.

В ИМТП настаивают, что государство должно защищать свои интересы, сохраняя здоровый прагматический подход к партнерству с частными компаниями. Если от совместного партнерства госпродприятие не зарабатывает, а, наоборот, проседает в доходах – теряется изначальный смысл СП, не выполняется цель договора.

Возможно, ИМТП использовал ситуацию с госреформой и переоформлением имущественных прав на новое юрлицо, как единственную возможность легитимно разорвать невыгодные отношения с КТИ. Но вряд ли их можно в этом упрекнуть. Бизнес должен быть прибыльным, особенно если это государственный актив стратегической важности.