За что я не люблю современный социально-политический дискурс – за огромное количество мифов и слухов, которые невозможно подтвердить. Нас когда-то убедили, что есть определенный набор правил, и если им следовать, то все будет хорошо. Раньше эти правила носили рекомендательный характер. Теперь – исключительно приказной.
Всем нам вбивали с молоком матери, что нельзя позволять "стереотипам" встать на пути между людьми. "Стереотипы – это плохо", говорили нам, а христианство поддакивало: "Нет ни эллина, ни иудея". Борьба со стереотипизацией дошла до того, что в приличном обществе, даже в очень позитивном контексте, неловко упоминать о чьей-то национальности. Даже своей.
Я не без основания считаю левую идею одной из самых страшных бед нашего мира. И такой образец политической корректности – одно из ярких проявлений "левизны" мышления.
"Борьба со стереотипами" – это очевидный левый дискурс. При том, что каждый нормальный человек давно понял, что левая идеология с реальной природой homo sapiens весьма слабо сочетается: отказ от частной собственности невозможен; всеобщее равенство – миф; борьба с бедностью оборачивается еще большей бедностью.
Но вот "вред стереотипов" как-то закрепился. До того, что само слово "стереотип" – изначально нейтральное – приобрело негативный оттенок. Стереотип стал почти синонимом "дискриминации".
Первое, что хочется сказать: в стереотипизации нет ничего страшного. Это очень естественное человеческое состояние. Нет человека свободного от стереотипов. А даже если вы такого найдете, вероятнее всего он будет свысока смотреть на тех, кто оперирует стереотипами. То есть, как вы понимаете, будет сам же оперировать стереотипами.
Меня очень забавляют такие короткометражки, пропагандирующие борьбу против расизма и дискриминации.
Смешно в них вот что: почему-то создатели уверены, что ради утверждения большой идеи можно использовать большую ложь.
О чем этот фильм? Мать с дочкой гуляют и видят мусульманина в традиционной одежде, с бородой и тяжелой сумкой. Мать боится его и прижимает дочку к себе. В этот момент сбегается полиция. Мать уверена – это за мусульманином. Но нет, полиция пробегает мимо него, и ловит парня "арийской" внешности. То ли он нес взрывчатые вещества, то ли наркотики.
Мусульманин же встречает свою счастливую семью. В тяжелой сумке он нес подарок для дочери: самокат. Вред стереотипов, по мнению авторов, очевиден.
Вопрос: а кто этой доброй женщине подсказал такие плохие стереотипы? Радио, телевидение, ее друзья-исламофобы? Кто ей навязал страх перед мужчиной с бородой? Ответ очевиден, и это ловушка, в которую авторы фильма угодили сами: страх ей навязали другие люди с бородами. И у нее сложился стереотип: люди с бородами опасны. Скорее всего, этот человек живет по нормам шариата. Может быть он ваххабит. Скорее всего, он ультрарелигиозен, а значит, может находиться под влиянием какого-нибудь радикального муллы. И черт его знает, что он может нести в той сумке.
Так что лучше бы этой женщине в следующий раз, увидев такого мужчину с тяжелой сумкой, сообщить в полицию. Может это и будет своего рода "расизм", но зато она может спасти жизни многих сограждан. А если в его сумке только самокат, то пусть он винит в подозрительности не женщину и полицию, а своих братьев по вере, которые скомпрометировали его религию.
Всегда когда мы говорим о вреде стереотипов, то речь почему-то заходит о неких "плохих людях", которые используют стереотипы для взращивания ненависти. То есть, сразу вспоминают, как нацисты использовали стереотипы о евреях в преступных целях.
Но всегда найдется тот, кто будет использовать пропаганду против тех, кого он назначил своим врагом. Если наступит такой фантастический момент, когда стереотипов не будет, преступники ради своих целей начнут попросту лгать, выдумывать, приписывать.
Вуди Аллен когда-то несмешно пошутил: "Я не могу долго слушать Вагнера. У меня появляется непреодолимое желание вторгнуться в Польшу". Антисемитизм Вагнера известен, но при чем здесь массовые убийства? Вагнер умер в XIX веке, его национализм прискорбен, но он не несет ответственности за вторжение в Польшу. Так что это стереотип. Уверен, что Вуди Аллен при этом – большой противник всяких стереотипов.
Стереотипизация – штука совершенно нормальная.
От стереотипов не избавиться никак. Нет ничего хуже, когда их используют в преступных целях. Но речь не об этом.
Не надо стесняться того, что мы подразделяем людей на группы и приписываем им поведенческие паттерны. Всегда и все это делают и будут делать. И не верьте тем, кто якобы свободен от этого недуга. Это ложь.
В наших инстинктах заложено бояться чужого, другого и непохожего. Нам это подсказывает природа: чужой опасен.
Левая идея с прекрасными и трогательными порывами, всеми своими действиями стала напоминать тоталитарную культуру. Посмотрите на левую идею сейчас: это полномасштабный контроль над мышлением. Все должны быть корректны, спокойны, со всеми дружить, всех любить, никого не унижать, все время за что-то просить прощения, не позволять себе кривого слова. И конечно, все должны отбрасывать подальше стереотипы.
Мы не боимся чужого только в том случае, когда чужой вдруг оказывается "нашим". Каким близким и дружелюбным оказывается подозрительный и неприятный на первый взгляд незнакомец, когда выясняется, что у вас один любимый писатель или одна любимая телепередача.
Предубежденности против непохожего человека не избежать. Нужно принять это как факт, и пытаться делать все, чтоб нам это не мешало в повседневной жизни. Собственно, делать то, что мы и делаем со всеми остальными нашими животными инстинктами – знать о них, понимать их суть, контролировать их. Но не дай Бог не считать их "первородным грехом", за который нужны непрестанно каяться.
Читайте также: Украинской власти нужно посмотреть правде в глаза, какой бы страшной она не была