Для тех, кто не в Таможенном союзе, исключений нет. Украинские автомобили будут облагаться утилизационным сбором на общих основаниях. Об этом заявили в Москве. Несмотря на то, что месяц назад Украина присоединилась к Зоне свободной торговли СНГ.

"У нас федерельным законом перечень льгот установлен и там льготы только для государств-членов Таможенного союза предусмотрено. Противоречит ли это Зоне свободной торговли, я сейчас не готов прокоментировать", - представитель Федеральной таможенной службы России Рустам Хакимов.

Для украинских автопроизводителей сбор будет ощутимым

Сбор на утилизацию будет взиматься со всех импортных автомобилей, поступающих в Россию. В то же время российские производители могут не платить, если пообещают утилизировать старые авто собственными силами. Размер сбора для легковых и автобусов зависит от объема двигателя, а критерий для грузовиков - масса. Эксперты говорят, что, для украинского автоэкспорта изменения будут ощутимыми.

"Возьмем даже минимальную ставку - 500 долларов. Для сегмента автомобилей эконом-класса это будет существенное повышение цены. А Украина именно поставляет марки автомобилей, которые относятся к эконом-сегменту. Стоимость этих автомобилей начинается от 7000 долларов. Поэтому если мы добавляем 500-1000 долларов, то уже получаем другую цену ", - экономист Владимир Власюк.

Пошлина на автобусы будет дороже, это сделает экспорт нерентабельным

Ставки пошлины на утилизацию автобусов и грузовиков будут в несколько раз выше, чем для легковых авто. По словам автопроизводителей, это делает значительную часть украинского автомобильного экспорта нерентабельной.

"Поставлять КрАЗы, малотоннажные фургоны в таких условиях - это абсолютно бессмысленно. Автомобли полной массой свыше 20 тонн должны подорожать где-то на 16,7 тысяч долларов. Это очень большие деньги, как вы понимаете. Это соствляет почти треть полной таможенной стоимости автомобиля ", - Вице-президент Ассоциации автопроизводителей Украины Ефим Хазан.

Заметим, что именно Россия - главный внешний рынок для украинских автопроизводителей. В прошлом году 95% всех проданных за границу украинских авто были экспортированы именно в Россию. На Львовском автобусном заводе на днях начали сертификацию своей продукции для российского рынка. Говорят, что ожидаемое подорожание на экспортные планы компании пока не повлияет. При этом отмечают: было бы хорошо, если бы подобный протекционизм был и в Украине.

Я бы рекомендовал, чтобы были какие-то ограничения на ввоз подержанной техники для пассажирских перевозок. Это будет защищать не только Львовский автобусный завод, но и наших луцких коллег, и из Чернигова, и из Броваров. Эти заводы выпускают гораздо лучшую технику, чем ввезена старая ", - генеральный директор Львовского автобусного завода Владимир Дзундза.

Власти говорят об аналогичных мерах в отношении России

Украинская власть до последнего надеялась, что новые правила не коснутся продукции украинского автопрома. Премьер Николай Азаров ссылался на свои договоренности с российским руководством. Теперь власти говорят об аналогичных мерах в отношении России. Уже в понедельник этот вопрос рассмотрит Кабмин.

"Укарина должна провести адекватные действия и защитить свой внутренний рынок. Имеется в виду введение аналогичного утилизационного транспортного сбора по отношению к тем автомобилям, которые импортируются из России в Украину", - народный депутат, советник Президента Анатолий Кинах.

Экономист Андрей Новак говорит, что "автомобильная война" - это очередная попытка заставить Украину к членству в Таможенном Союзе России, Беларуси и Казахстана. Будут и следующие, но украинской власти не стоит поддаваться.

"Если Украина, войдя в Зону свободной торговли, пока не опирается общему курсу вхождения в настоящую Зону свободной торговли с ЕС, то вхождение Украины в Таможенный союз будет противоречить всем постулатам и принципам работы Зоны свободной торговли Европейского Союза", - экономист Андрей Новак.

Российское руководство неоднократно призывало Украину присоединиться к Таможенному союзу Беларуси, Казахстана и России. Украинские чиновники давали понять, что думают над этими предложениями. В начале этого года Премьер Николай Азаров предположил, что в будущем Украина все же может войти в объединение.