Несмотря на то, что работы Николая Копейкина выставлены в крупнейших музеях России и рассеяны по частным коллекциям всего мира, персонажи художника с его же легкой руки давно поселились в интернет-пространстве.

Николай Копейкин - сторонник скорее содержания, чем формы. Однако форма, которую он использует, - цепляет за живое.

Ведь иногда простые вопросы порождают далеко не простые ответы.

Ваши картины давно живут своей жизнью в сети. Легко ли вам их отпускать?

Я выкладываю в сеть свои работы именно для того, чтобы люди, не имеющие возможности приехать в Питер, могли их увидеть. Никаких сентиментальных чувств я при этом не испытываю. Мои страницыв соцсетях - это своего рода мини-галереи. Я прекрасно понимаю, что некоторым (прежде всего профессионалам) трудно судить о живописной стороне работ, глядя на цифровые изображения, не всегда понятен их размер, техника, что так же уменьшает восприятие. Но с другой стороны, мои картины несут прежде всего смыслы, как я их для себя представляю, поэтому смысловая нагрузка в данном случае является главной.

Как Вы считаете, не убивает ли интернет в людях интерес к искусству? Ведь раньше, чтоб увидеть картину, надо было куда-то идти ногами или даже ехать в другую страну, а сейчас всё это можно посмотреть не вставая из-за компьютера. Не растет ли в людях, развращённых доступностью информации, цинизм?

Что касается цинизма, то мне кажется его рост обусловлен не творчеством художников, а совсем иными причинами. Думаю, люди могут прожить и без искусства. Многие так и делают. В лучшем случае помнят имена художников из школьной программы или ориентируются на общепринятые
мнения, выкованные в недрах СМИ. Доступность нформации также вряд ли может стать причиной роста циничности. Скорее наоборот.

Социально-политические потрясения вызывают во мне в основном сарказм. Причины всех социальных явлений лежат в первую очередь в головах и душах представителей социума - то есть в каждом из нас.

Ваши картины – это реакция на окружающий мир, или терапия для окружающего мира? Можно ли вылечить страну смехом?

Представляю себе эту всенародную смехотерапию. Она в общем-то присутствует в большом количестве у нас на российских ТВ каналах и в высших эшелонах власти, только на оздоровление социально-политической ситуации она как-то не очень влияет.

Помните был такой фильм у Алана Паркера "Дорога на Вэлвилл" . Там как раз про такую всеобщую смехотерапию есть несколько эпизодов. Увы, панацеи для всех от всего не бывает. Человек смеется, когда ему смешно, как правило, и плачет чаще от горя, чем от радости.

Так что смех и слезы, как социальное явление - это скорей всего из области шарлатанства или трудовых будней трудящихся Северной Кореи.

Нужно ли образование современным художникам?

Образование вообще нужно. И не только художникам.

Как воспринимают Ваши работы за границей? Понимают ли юмор?

По-всякому воспринимают. Иногда понимают, смеются даже, иногда считают, что это такой сюрреализм. Наверно, сказывается разница культур.

Какие времена сейчас переживает русский андеграунд?

Мне даже трудно сказать, что это такое - андеграунд в искусстве. Я понимаю, когда подростки из рабочих районов расклеивают листовки с революционными призывами о свержении власти - да, это андеграунд, настоящее подполье, конспирация, пароли, клички, явки. К искусству, правда, это вряд ли относится. Ну может граффитчики там как-то шифруются, но их послания на стенах, как правило имеют мало смысла для окружающих, скорей наоборот могут лишь раздражать какую-нибудь культурно настроенную буржуйскую публику. Если вы имеете в виду художников, чьи выставки запрещают или закрывают, то это , на мой взгляд, уже достаточно известные фигуры в искусстве.

Вообще, мне кажется, когда творчеству ставят ограничения на его исторической площадке в галереях и выставочных залах, оно в первую очередь уходит в интернет, на улицы или становится рупором на политической трибуне.

Чаще всего связано это с негласной цензурой, в критериях которой я не разбираюсь. Снимали, срывали и не раз работы Григория Ющенко, закрывали выставку "Колдовских художников" в Москве, небезызвестных девушек в разноцветных шапочках вообще посадили - как видите, андеграунд жив и не собирается умирать. Он будет при любой власти и без нее. Как говорится: ars longa, vita brevis est.

Не планируете ли выставок в Украине?

Я не связан никакими узами с галереями, как это принято у продвинутых художников, поэтому не планирую на годы вперед. К тому же мои картины достаточно больших размеров и перевозить их дело хлопотное и дорогостоящее. Поэтому, если возникают предложения, которые меня устраивают, то выставки происходят в тех или иных местах.

Украинские галереи никогда не проявляли ко мне интереса, поэтому никаких больших выставок не планируется.

Единственным исключением будет небольшая однодневная выставка в Киевском кинотеатре "Кинопанорама" 12-го апреля. Там будут представлены около двадцати небольших принтов во время премьеры нового фильма студии НОМФИЛЬМ "Звездный ворс". Приходите. Ласкаво просимо.

Беседовал Александр Васецкий