О недостатках судебной реформы

– Судебная реформа – это широкая рамка, фактическое превращение сегодняшней позора в честный, независимый и справедливый суд. В реформе много компонентов. Изменения в Конституцию уже состоялись – они должны принести деполитизацию судебной власти. Это и изменения в процессуальные кодексы, обновление судейского корпуса, повышение ответственности перед обществом и тому подобное.

По меньшей мере 13 пунктов в судебной реформе надо исправить. Достоянием революции Достоинства является то, что с 2015 года существует возможность без разрешения судьи делать видеофиксацию. Это абсолютная прозрачность, которая отменяется пакетом президентской реформы. Кроме этого, вводится новое правило, которое может ограничить участие в судебном заседании. Когда не хватает мест в зале суда, людей могут не впустить. В таком случае очень удобно назначить судебное заседание в маленьком зале и не допускать отдельных людей.

– Согласно документу, стороны могут встречаться с судьей внепроцессуально даже где-то в ресторане или где угодно, и это будет разрешено кодексом. Спорный вопрос о выборе свидетелей, следствия.

– Жаль, что Петр Порошенко решил подавать три кодекса, изменения к четвертому и много правок в судебные законы одним огромным законопроектом. Это самый большой документ в истории независимой Украины размером в 794 страницы. Неудивительно, что по нему предложили более 5000 поправок.

О влиянии Петра Порошенко на судебную реформу

Президент и Администрация заинтересованы, чтобы прошел их вариант судебной реформы, в частности, их процессуальные кодексы. Гаранту важно сохранить политическое влияние на суд. Это видно по результатам конкурса в Верховный суд, который состоялся в Высшей квалификационной комиссии. По меньшей мере 30 победителей не соответствуют критериям добропорядочности и этики. Такое же прослеживается в судебной реформе: подается огромный документ в редакции, выгодной президенту, а когда рассматриваются поправки депутатов, никто не приходит на заседание, или же изменения не поддерживают.

Перспектива создания Антикоррупционных судов

– Вся судебная система должна быть антикоррупционной. У нас, к сожалению, этого нет и не предвидится. Поскольку реформирование может занять годы, а то и десятилетия, нужно создать Антикоррупционные суды как можно скорее. Чтобы такой суд действовал, необходимо ввести специальный отбор судей по отдельной системе, со специальным фильтром и привлечением международных экспертов. Из практики видно, что антикоррупционные ведомства, как НАБУ и САП, эффективно работают, поэтому перспективы есть и у Антикоррупционных судов.

Больше – смотрите в интервью