Шаг к запуску судебной реформы по крайней мере на законодательном уровне сделан. Однако, радоваться рано. Собственно судебная реформа, так сказать, является лакмусовой бумажкой, которая покажет (или не покажет) нацеленность команды президента на положительные изменения, принятые в парламенте 2 июня.

Растолковать основные положения нового "судебного" закона предлагаем с экспертами Реанимационное пакета реформ.

Положительные изменения

Закон предусматривает существенное обновление судейского корпуса.

+ Создание единого нового Верховного суда вместо четырех кассационных судов. Причем создание на конкурсной основе.

+ Избрание судей Верховного Суда. Это один из самых больших плюсов. Ведь открывается окно для "людей не системных", а ученых из правовой сферы, адвокатов.

+ Новое основание для освобождения судей от должности. Если они не могут доказать легитимность своего имущества — должны покинуть должность. То есть обязанности "доказывания" переведены на судью.

+ По результатам квалификационного оценивания, которое предусмотрено, судей не будут отправлять учиться в Школу судей, а увольнять. То есть, не придется платить деньги судье за то, что тот не осуществляет правосудие, а ходит в Школу судей.

Однако, есть серьезные просчеты в принятых законах, которые дают возможность для реализации пессимистического сценария: политики могут использовать судебную реформу, чтобы сформировать управляемый ими новый Верховный Суд и продолжать в дальнейшем манипулировать судебной системой.

Читайте также: Новый закон о судоустройстве и статусе судей: за что проголосовали нардепы

Угрозы

В новой редакции закона существует угроза воздействия председателей судов на подчиненных. В частности, потому, что президент вопреки даже конституционным изменениям получил возможность подписывать удостоверения председателям судов. Поэтому глав важных судов могут приглашать в Администрацию Президента и знакомить с "кураторами" судебной системы, считает Роман Куйбида, главный эксперт по судебной реформе РПР.

Закон дал фактически возможность председателям судов, которые были назначены при Януковиче (через которых происходила эта система действий) оставаться на своих должностях. Напомним, в 2014 году их полномочия были прекращены законом. Но судьи, которым дали возможность самим выбирать председателей судов, выбрали тех же — около 80%.

По словам Куйбиды, правила нового закона довольно неплохие, но в них не установлено достаточно предохранителей. Поэтому эти правила могут использоваться при имплементации конституционных изменений в других целях.

Чтобы это предотвратить, создается Общественный совет добропорядочности.

"Добропорядочные"

Новая редакция закона о судоустройстве и статусе судей предусматривает создание Общественного совета добропорядочности. По сути, это такой общественный "фильтр". В команду "добропорядочных" войдут представители правозащитных организаций, а также журналисты-расследователи. Общественный совет будет давать свои заключения о добропорядочности или недобропорядочности судей. Но, по словам Романа Маселко, эксперта по судебной реформе РПР, есть нюанс: эти выводы могут не попадать в судейское досье и не будут иметь обязательного характера для Высшей квалификационной комиссии. То есть, права Общественного совета добропорядочности будут ограничены.

Закон о новом судоустройстве должен вступить в силу через три месяца с момента опубликования, одновременно с Конституционным изменениями. Очевидно, только в сентябре может начаться процедура по формированию Общественного совета.

Как отмечает Куйбида, формировать совет будут общественные организации, которые соответствуют "жестким" критериям. Это, в частности, и опыт работы в юридической сфере не менее двух лет. И рекомендации международных организации. Плюс, еще ряд квалификационных требований по аудиту. Ожидается, что именно благодаря таким ограничениям "карманные" организации в Общественный совет добропорядочности не попадут.

Создание антикоррупционного суда

Создание Высшего антикоррупционного суда, хотя и предусмотрено законом, откладывается на неопределенное время; статус этого суда и судей не содержит дополнительных гарантий независимости (особого порядка отбора, повышенных зарплат, своего бюджета и т.д.).

Создается два отдельных Высших суда в Украине: патентный и антикоррупционный. Создание первого подробно расписано в законе, антикоррупционного, к сожалению, нет,
— отмечает Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции.

Реформа адвокатуры

Изменения в Конституцию "упустили" категории лиц, имеющих право быть вовлеченными в судопроизводство, а именно заседателей. В предыдущей редакции Конституции они назывались "народные заседатели", а из новой их "выкинули" полностью. Заметим, заседатели используются в странах Европы и мира в основном для решения коммерческих дел представителей бизнеса.

В новом законе законодатель предлагает заседателя, изъятого из Конституции, заменить присяжным.

Зарплата судей

Уровень зарплаты должен заинтересовать тех специалистов, которые хотят работать без коррупции. Кого видят будущими судьями? Это юристы от 30 лет, со стажем от 5 лет. Для Верховного Суда — стажем от 10 лет.

Если говорить о честных, порядочных судьях, то им следует предложить зарплату не меньше, чем у них есть. Для Киева в пределах 2 тысяч долларов. Сегодня же зарплату судьи первой инстанции предлагается установить согласно новым изменениям в 1400 долларов,
— комментирует Тарас Шепель, эксперт по судебной реформе Реанимационного пакета реформ, председатель Третейского суда.

Что имеем сейчас? Если проанализировать в целом, то определенные механизмы обновления судебной власти нардепы заложили. Но заработает ли "судебное колесо" в полную силу? Посмотрим осенью.

Читайте также: Многие судьи времен Януковича до сих пор на своих должностях, — эксперт