Если смотреть на предложенные президентом поправки, над которыми думцы обещали оперативно начать работать, через призму т.н. трансфера, то возможности трудоустройства Путина после 2024 года следующие.

Читайте также: Путин анонсировал изменения в Конституции России: что они предусматривают

1. Путин возглавляет Госсовет, статус которого закрепляется в Конституции. Что именно будет представлять собой этот новый конституционный орган, президент распространяться не стал, отметив лишь, что это повысит роль губернаторов в жизни страны. Но, очевидно, что это открытая позиция, и в ходе работы над поправками Госсовет может (по желанию Путина) как превратиться в главный правящий орган страны, так и остаться декорацией, пусть и закрепленной в Основном законе.

2. Путин снова становится премьером. Но уже никакого тандема. Путина выбирает Госдума. Новый президент – нравится ему это или нет – вынужден согласиться с выбранным депутатами не только премьером, но и его министрами.

Это не только повышение роли Госдумы и правящей партии, но снижение роли президента. Хотя Путин подчеркнул необходимость сохранения сильной президентской республики. Сразу превратить РФ в республику парламентскую пока стремно. Отсюда – этот полушаг.

Еще один шажок от сильной президентской власти – согласование с верхней палатой – Советом Федерации – кандидатур силовых министров. Президент, лишенный права выбирать премьера и министров, сохраняет контроль над армией и силовыми ведомствами. Но должен советоваться по кандидатурам силовиков с сенаторами. Ощущение, что эта поправка, как и по статусу Госсовета, пока не проработана. И ее окончательный вид зависит от того, насколько будет решено ослабить президента.

Самая забавная ситуация с президентскими сроками. Путин упомянул дискуссию вокруг конституционной нормы, запрещающей занимать пост президента более двух сроков ПОДРЯД. Не считаю это принципиальным, но пусть будет, сказал Путин, который сидит в Кремле уже 4-й срок не подряд. А дискуссия то идет о норме, ограничивающей президентский срок ВСЕГО двумя сроками.

Но Путин, видимо, для себя решил, что пора называться как-то иначе и не ограничивать себя на новом посту уже никакими сроками. Отсюда – вариант с премьером, назначаемым парламентом (как в Германии – канцлер, например).

Замечательна поправка, что президентом может стать лишь человек, проживший в РФ не менее 25 лет. Это специально для Лукашенко? Пусть заранее знает, что в объединенном государстве посидеть в Кремле не получится. Хотя отсутствие в предложенных поправках любых намеков на возможное объединение с другим государством может означать, что вариант сохранения Путина у власти путем создания реального Союза с Белоруссией как вид трансформации власти не актуален.

Отдельно порадовало заявление Путина, что за все конституционные поправки должен проголосовать народ. Невнятная формулировка сразу вызвала дискуссию. Идет ли речь о референдуме (тогда должны быть альтернативные варианты поправок по каждому пункту или хотя бы – согласен/не согласен). Или Путин имел в виду всенародный одобрямс того, что предложат. С одной стороны, большая разница. С другой – никакой. С 1993 года, когда Конституцию удалось протащить еле-еле и то с помощью манипуляций данных по явке, народ приучился голосовать за все и всех, на кого сверху укажут. Или, вернее, сверху научились считать все в свою пользу.

Так что хоть голосование, хоть референдум – не проблема. Интерес представляет лишь окончательный вид поправок и скорость их принятия.

Так что, возможно, россияне окажутся в новой реальности куда ранее 2024 года. Главной точки отсчета прекрасного (или ужасного) будущего.

К слову: Правительство России подало в отставку: что известно