Серию публикаций о рекламе в Украине продолжаем анализом президентской кампании 2014 года.

Чем запомнилась электоральная кампания выборов президента Украины в 2010 году читайте в материале: Политическая реклама в Украине: президентские выборы-2010 – рык "ТигрЮли" и реванш Януковича

Выборы Президента Украины-2014: когда, как, почему и кто

Эти избирательные гонки прошли раньше срока, определенного законодательством, из-за событий Революции Достоинства. Сначала они были запланированы как дежурные на 2015 год, но после побега Виктора Януковича и его устранения с поста президента 22 февраля 2014-го переназначены на 25 мая того же года.

Официальное начало избирательной кампании стартовало 25 февраля. В условиях войны Верховная Рада не поскупилась и выделила на нее 1 миллиард 965 миллионов гривен.

Внешняя и внутриполитическая ситуация для страны была крайне напряженной: Россия оккупировала Крым и начала военный конфликт на востоке Украины. Эти события привели к возникновению проблем при подготовке к выборам. Так, проведение выборов на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя оказалось невозможным. Но около 6 тысяч крымчан имели возможность проголосовать в других регионах Украины. Ситуация на Донбассе была не лучше. Там не открылись более половины участков: в Луганской области выборы проходили в 2 округах из 12, в Донецкой – в 7 из 22.

Главная электоральная битва развернулась между кандидатами от демократического лагеря, бывшими "оранжевыми" союзниками – Петром Порошенко (в пользу которого от возможности занять главное кресло страны отказался Виталий Кличко) и Юлией Тимошенко (не так давно освобожденной из тюремных стен). Некоторых других кандидатов на политическую волну этих президентских выборов вынес Евромайдан (к примеру, Дмитрия Яроша, Ольгу Богомолец и того же Порошенко), еще одни вдруг решили попробовать свои силы (Анатолий Гриценко и Сергей Тигипко, здесь же Тимошенко), а кто-то не постеснялся своей партийной принадлежности (Михаил Добкин). Всего к участию в выборах Президента Украины в 2014 году был допущен 21 претендент. Подробнее вспомним, какой была политическая агитация самых популярных из них.

Політична реклама в Україні під час президентської кампанії 2014 року

На стиль политической рекламы во время президентской кампании 2014 года повлияла общественно-политическая ситуация в Украине

О главных технологиях и визуальной картинке избирательной гонки 2004 года читайте в публикации: Политическая реклама в Украине: президентские выборы-2004 – три сорта украинцев, раскол и "нашизм"

Жизнь "по-новому"

Один из самых богатых политиков Украины, медиа-символ Революции Достоинства Петр Порошенко предложил украинцам "Жить по-новому". Политтехнологи Порошенко сделали ставку на стремление людей к переменам. В его рекламе был использован красный цвет как на символ активных действий, а его лозунг обещал, что рано или поздно страна обновится.

Політична реклама Порошенка у квітні-травні 2014 року

Политическая реклама Порошенко в апреле-мае 2014 года была "аскетической"

Щитова реклама Порошенка

От главного претендента на пост президента ожидали гораздо более интересной кампании – хотя бы в силу ее бюджета

Агітація за Порошенка у 2014 році

Голоса за Порошенко действительно стали решающими: политик выиграл президентские выборы-2014, набрав почти 55% голосов

"Попытка номер два" для Тимошенко и Гриценко

Первым громким заявлением Юлии Тимошенко во время второй попытки баллотироваться в президенты стал отказ от политической рекламы. Экс-премьер и освобожденная политическая заключенная объясняла это тем, что "выбрасывание огромных средств на билборды и дорогие телевизионные ролики, когда на границах Украины стоят российские танки, аморально".

Тимошенко обещала вернуть Крым, ликвидировать зависимость Украины от России, "сломать хребет коррупции" и предоставить стране безвиз, – лозунги, которые были созвучны с обещаниями других кандидатов.

Леди Ю призвала кандидатов отказаться от политической рекламы, но билборды со "скрытой агитацией" ее персоны все же "маячили" в различных регионах страны

В очередном избирательном рывке штаб Тимошенко пытался отмежеваться от прежних ошибок. Для этого ей даже изменили имидж: исчезла традиционная коса, появились новые месседжи ("Защитим Украину", "Восстановим справедливость").

Изменения в имидже и риторике Тимошенко можно увидеть и услышать в ее Пасхальном приветствии 2014 года

Читайте также: Президентские выборы: стало известно, сколько политические партии уже потратили на рекламу

Еще один "бывалый" участник президентской гонки – бывший министр обороны Украины Анатолий Гриценко –не слишком заморачивался с собственной электоральной кампанией. У него не было политической программы, команды или партийной сети. Зато он имел хороший рейтинг и, что самое главное – средства на массовую рекламу.

Білблрд із зображенням Гриценка, 2014 рік

Гриценко в камуфляже уверял с билбордов, что "Украина будет в безопасности", если он станет президентом

Зовнішня реклама під час президентських перегонів у 2014 році

Наружная реклама во время президентской гонки в 2014 году

Кандидаты-"регионалы": Добкин, Тигипко, Бойко
"Единая страна" главный лозунг политической агитации Михаила Добкина, который можно назвать очень актуальным для Украины во все времена. "Миролюбивая" цветовая гамма билбордов (которая, к слову, мимикрировала под стиль президентской кампании Януковича) и их удачный с точки зрения маркетинга дизайн не помогли одиозному "регионалу" набрать и 5% голосов избирателей. Кроме того, у него был серьезный региональный конкурент – Сергей Тигипко. Часть электората Добкина забрал и Юрий Бойко. Между прочим, двух последних в апреле 2014 года исключили из Партии регионов.

Щитовая реклама Добкина в 2014 году: билборды с политиком всячески калечили

Білборди Тігіпка
Президентская кампания Тигипко в 2014 году: кандидат снова сделал ставку на экономическую тематику

"Патриотические" агитационные материалы Тигипко: бывший банкир обещал вернуть Украине мир

Кандидат революционеров

Дмитрий Ярош, один из лидеров Евромайдана, стал своего рода антагонистом политиков "восточного блока". Его предвыборная программа состояла из 10 пунктов и по большей части основывалась на требованиях Евромайдана. Он поставил себе задачу остановить российскую агрессию и модернизировать армию, навести порядок в правоохранительных и судебных органах, люстрировать чиновников и побороть коррупцию.

Президентська

Президентская "пиар-кампания" Яроша

"Агрессивный патриотизм" Ляшко

Однако ни одна рекламная кампания вышеназванных кандидатов не сравнится с "смелостью" и "креативностью" предвыборной агитации Олега Ляшко. Лидер Радикальной партии решил сыграть на чувствах того электората, который был против агрессии России.

Зовнішня рекалама Олега Ляшка у 2014 році

Для наружной рекламы Ляшко выбрал эпатажный образ: в вышиванке и с вилами в руках он обещал разогнать всех коррупционеров в Украине

Политтехнологи Ляшко активно использовали военную тематику: так появилась серия билбордов, где он жмет руки военным в окопах и обещает вернуть Крым.

Білборди Ляшка справді були

Билборды Ляшко были "радикальными"

Політична реклама Ляшка грала на патріотичних настроях українців

Политическая реклама Ляшко играла на патриотических настроениях украинцев

Некоторые лозунги "радикального кандидата" откровенно пугали избирателей, например призыв "Смерть оккупантам".

"Агрессивная" щитовая реклама Ляшко

Читайте также: Хто на кого ставить перед виборами

В целом, эта стремительная президентская кампания была лишь "аперитивом" к внеочередным парламентским выборам-2014, накануне которых политические силы буквально штурмовали украинцев агитацией с билбордов, телеэкранов и печатных СМИ. Но подробнее об этом – в следующих публикациях 24 канала, посвященных политической рекламе в Украине.

Зачем нужна политическая реклама и что это такое?
Политическая реклама необходима политикам, чтобы формировать свой электорат и убедить людей голосовать только за них. Она является важной частью политического процесса в демократических странах, в том числе и в Украине. Политической рекламой считаются любые не запрещенные законами Украины печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на избирателя, которые убеждают в преимуществах определенного кандидата или политической организации над другими.