Серию публикаций о политической рекламе в Украине продолжаем анализом президентской кампании 2009-2010 годов.
О главных технологиях и визуальной картинке избирательной гонки 2004 года читайте в материале: Политическая реклама в Украине: президентские выборы-2004 – три сорта украинцев, раскол и "нашизм"
Выборы президента Украины-2010: кратко о главных событиях и кандидатах
Сначала Верховная Рада назначила датой выборов 25 октября 2009 года, но Президент Украины Виктор Ющенко обжаловал это решение как противоправное в Конституционном Суде. В конце концов, парламент перенес их на 17 января 2010 года. Во время той президентской кампании выделилось два лидера – Юлия Тимошенко и Виктор Янукович – и появилось много новых кандидатов, которые в некоторых регионах составили лидерам серьезную конкуренцию. Всего к участию в президентской гонке-2010 зарегистрировалось 18 претендентов. Подробнее вспомним рекламные лозунги и предвыборные заявления самых популярных из них.
Тимошенко с ее "Она – работает" и "Украина – это ты"
В 2009 году премьер-министр Юлия Тимошенко развернула мощную электоральную кампанию во всех регионах Украины. В ее основу была заложена антитеза – "она" и "все остальные". В первые месяцы предвыборной агитации на рекламных щитах Тимошенко можно было прочитать лозунги: "Они болтают, она – работает", "Они блокируют, она – работает", "Они предают, она – работает", "Они разрушают, она – работает".
Тимошенко построила свою предвыборную кампанию на контрасте
В агитпропаганде за Тимошенко делался акцент и на "достижениях" премьер-министра. Ее политтехнологи решили объяснить, каким же образом "Она работает". Так на рекламных щитах появились фразы вроде: "Шесть миллионов украинцев получили 1000 гривен", "Закрыт игорный бизнес", "Вопреки кризису зарплаты бюджетным работникам выплачивают вовремя", "Вопреки кризису строим крупнейшую в Европе Днестровскую ГЭС", "Создан стратегический запас газа. Будем с теплом", и подобные.
Тимошенко пыталась продемонстрировать, что результаты ее "труда" существуют, и она не собирается о них умалчивать
Билборды Тимошенко были лаконичными, с читабельными шрифтами и лозунгами, которые запоминались
Впоследствии пиарщики Тимошенко начали убеждать, что "Она – это на самом деле Украина".
В октябре 2009 года штаб Тимошенко сменил стиль, придумав новый текст "Она работает. Она – это Украина"
Кроме того, во время третьей волны пиар-кампании в поддержку Тимошенко ее политтехнологи придумали еще один лозунг: "Украина – это ты".
Трансформация месседжей Тимошенко: от "Она – это Украина" "Украина – это ты"
Читайте также: Президентские выборы: стало известно, сколько политические партии уже потратили на рекламу
Электоральная "ТигрЮля"
На завершающем этапе президентской кампании Тимошенко был использован образ белого тигра. Идея появилась после того, как украинскому премьеру подарили настоящего тигренка-альбиноса. Тимошенко, которая обнимает экзотическое животное, красовалась на сити-лайтах, билбордах, календарях, тетрадях и дневниках, – удачный пиар-ход в год Тигра.
Новогодний календарь с "ТигрЮлей"
В середине января наружная реклама Тимошенко "говорила": "Выбери новый путь Украины" и "Защити Украину".
В январе штаб Тимошенко придумал новые смысловые послания для избирателя
Тимошенко активно использовала и телерекламу. С голубых экранов кандидат в президенты Украины в нескольких двадцятисекундних видеороликах объясняла, с чего начнется "настоящий расцвет".
Политическая реклама Юлии Тимошенко "Новый путь Украины начинается": смотрите видео
Читайте также: Какие телеканалы активно пиарят "своих" политиков: интересное исследование
"Эффективный" Янукович "услышит каждого"
Если политическая реклама Тимошенко основывалась на отграничении ее персоны от других кандидатов, то штаб Виктора Януковича пытался сыграть на критике украинского премьер-министра. Его электоральная кампания строилась по принципу противопоставления – все, что сделало предыдущее правительство, освещалось негативно, а Янукович был единственным, кто мог бы это исправить. Политтехнологи Януковича активно эксплуатировали экономическую и социальную тематику. "Украина для людей" – главный лозунг его президентской кампании. Ее главная идея – защита интересов широких народных масс.
В политической рекламе Януковича были использованы патриотические цвета: синий, желтый, белый
Штаб Януковича пытался манипулировать на социальной тематике и акцентировать внимание на поражениях предыдущего правительства
Дополнительные лозунги президентской кампании Януковича объясняли, как Украина может превратиться в страну для людей. К примеру, бело-синие рекламные щиты обещали: "Пенсии выше прожиточного уровня", "Молодежи – образование и гарантированное трудоустройство", "Безопасные лекарства, доступная медицина", "Освобождение малого бизнеса от налогов на пять лет".
Политическая сила Януковича активно использовала такие темы, как улучшение уровня жизни, повышение зарплат и пенсий, стабильность цен
Население пытались убедить, что Янукович принесет стабильность
"Эффективный лидер, с которым Украина заработает" – еще один ключевой агитационный лозунг Януковича в 2009 году.
"Услышу каждого" – один из первых лозунгов президентской кампании Януковича в 2009-м
Читайте также: Кто на кого ставит перед выборами
Ющенко и конец "оранжевой" эпохи
Перед Виктором Ющенко в 2009 году стояла трудная задача – сохранить президентское кресло в условиях, когда прежние союзники превратились в соперников, а послереволюционный энтузиазм превратился в разочарование в "оранжевых" политиках. Поэтому команда Ющенко пыталась сделать его предвыборную кампанию как можно более оптимистичной, с напоминаниями о том, что Украина "получила" за время его руководства. Так появились лозунги вроде: "С Ющенко связано появление гривны и подъем экономики", "Ющенко защитил наше право избирать власть", "С Ющенко Украина становится настоящим европейским государством", "Ющенко обеспечил нам свободу. Остальное мы должны сделать сами", "Ющенко поддерживает украинскую культуру, искусство, народное творчество", "Будет Ющенко – будет Украина" и подобные. Важная деталь: все эти лозунги озвучивала молодежь – общественные активисты, волонтеры, просто успешные горожане. На билбордах или телевидении фигурировали их имена.
За Ющенко агитировала успешная украинская молодежь
Во время второй агитационной волны избиратели увидели желто-оранжевые билборды с посланиями "Мы сделали", "Мы добились" и фразами-объяснениями совместных "побед" в различных сферах государственной политики Ющенко: "Единое окно для предпринимателей", "Служба в армии один год", "В десять раз увеличено пособие при рождении ребенка", "Высшее образование без взятки".
Агитационные билборды Ющенко были несколько ностальгическими и жизнеутверждающими
Политтехнологи Ющенко пытались вернуть избирателя в период Оранжевой революции, однако народ жил мрачным настоящим и невыполненными обещаниями
Камуфляжный Яценюк и "война с коррупцией"
Политическая реклама Арсения Яценюка вызвала волну обсуждений и критики за ее стиль "милитари". "Иду на войну с коррупцией" – объявляли лозунги на билбордах камуфляжной расцветки. В целом метафора "фронта" (ассоциация с названием движения Арсения Яценюка "Фронт перемен") стала основой всей рекламной кампании. В начале электорального сезона политик предлагал избирателю такие лозунги: "Продуктивное село", "Новая индустриализация", "Боеспособная армия", "Здоровые, образованные люди".
Во время президентской кампании-2009 Яценюк выбрал себе образ "врага коррупции"
Щитовая реклама Яценюка в стиле "милитари" стала мишенью критики, потому что, прежде всего, противоречила рациональному и прагматическому имиджау самого Арсения
Политическая реклама Яценюка выделялась среди предвыборной агитации других кандидатов
"Темная лошадка" Тигипко
В 2004-2005 годах персону "регионала" Сергея Тигипко рассматривали как гипотетическую альтернативу Януковичу, а в 2009 году он официально объявил, что идет в президенты. Его пиар-кампания была сдержанной, и, по оценкам экспертов, затратной. Политик предлагал такие лозунги: "Нация – это сообщество людей, объединенных общим будущим. Верю в прекрасное будущее нашего народа и я знаю, что Украина будет сильной"; "Поднимем экономику – поднимем и страну", "Мы должны изменить жизнь к лучшему". В рекламной кампании политтехнологи Тигипко делали ставку на его профессионализм (до политической карьеры он работал банкиром и был главой Нацбанка).
Ситилайты Тигипко побуждали к непосредственному общению с политиком. Он как бывший банкир якобы мог ответить на актуальные экономические вопросы
Тигипко пытались позиционировать как успешного менеджера. Кроме его лица, на бигбордах рекламировали и его книгу "Украина: проект развития"
Читайте также: Худшей Верховной Рады у нас уже не будет, – политический эксперт
"Только Литвин"
Этого кандидата "подавали" потенциальному избирателю как политика эксклюзивного и уникального. Об этом свидетельствуют предвыборные лозунги Владимира Литвина – "Только Литвин достоин быть президентом", "Только Литвин объединит страну для большого дела", "Только Литвин достоин нашего доверия".
Сначала политтехнологи Литвина разыгрывали интригу, не используя его имя на билбордах, чтобы подогреть интерес населения к загадочному политику, которому можно доверить судьбу страны"
Впоследствии на щитовой рекламе появилось лицо и фамилия Литвина. Избирателя уверяли, что "только Литвин" может быть следующим президентом УкраиныЧерный пиар
Президентские выборы-2010 в Украине не стали исключением в плане распространения антирекламы основных кандидатов. К "грязным" манипуляциям прибегали штабы всех претендентов на кресло главы государства.
К примеру, команда Тимошенко в своих агитках против Януковича использовала тот же прием контраста: он на черном фоне – антилидерами, она на белом – поборница интересов украинского народа.
Агитационная брошюра штаба Тимошенко против Януковича
Тимошенко, противопоставив себя всем, также стала мишенью критики.
Она – это кризис,
– уверял в 2009 году Ющенко.
Рекламные атаки на Тимошенко: оппоненты пытались обыграть ее лозунги
На западной Украине даже были зафиксированы случаи распространения листовок, стилизованных под цвета рекламной кампании БЮТ, с призывами не голосовать за Тимошенко из-за ее якобы еврейского происхождения.
Антисемитские листовки, которые распространялись против Тимошенко в Ивано-Франковске в феврале 2010 года
Напоследок
Президентские выборы-2010 обошлись украинцам в 1 миллиард 532 миллиона гривен. Во втором туре гонки победил Виктор Янукович, набрав 48,95% (12 481 268 голосов), за Тимошенко проголосовали 45,47% (11 593 340 голосов) украинцев. Тогда мы выбрали лидера, президентство которого привело к расколу страны, тотальной коррупции и войне.
Читайте также: Перевороты на телеканалах: преувеличение или "реванш старых пророссийских элит"
Зачем нужна политическая реклама и что это такое?Политическая реклама необходима политикам, чтобы формировать свой электорат и убедить людей голосовать только за них. Она является важной частью политического процесса в демократических странах, в частности и в Украине. Политической рекламой считаются любые не запрещенные законами Украины печатные, устные, звуковые и аудиовизуальные виды и формы идейного влияния на избирателя, которые убеждают в преимуществах определенного кандидата или политической организации над другими.