Почему мы всегда остаемся на периферии европейской культуры? Почему культурная элита всегда скатывается к шараварщине, ограниченности? Почему ее героями оказываются не талантливые, а преданные? Почему мы всегда топчемся на уровне гопака, но не идем выше?
Пришел к забавному выводу, который всем понравится. Но он не таков, каким кажется. Вывод следующий: виновата Россия. Но не все здесь так просто.
Наша культурная элита всегда взращивала себя на противостоянии России, или же на лояльности. Это была "игра от соперника", постоянное поглядывание за поребрик. После чего или все делали под копирку, или наоборот, все делали в противовес.
Интересно, что в любом случае все всегда сводилось к "народности", и важен был в этой народности исключительно политический контекст: мы дружим с Россией, или воюем?
Но в любом случае считалось: чем больше было на сцене казаков, людей в вышиванках и так называемой "самобытности", тем лучше. Культура не развивалась, замыкалась в себе и угождала сиюминутной потребности заказчиков. Замыкание на "культурном пинг-понге" приводило к прямой зависимости от России. В любом контексте.
В истории подобные примеры есть.
Когда кино зарождалось как искусство, лидером наравне с США и Францией была Германия. Довоенное немецкое кино – это россыпь гениев, один другого крупнее: Роберт Вине, Фриц Ланг, Эрих фон Штрогейм, Пауль Вегенер, Георг Вильгельм Пабст, Фридрих Вильгельм Мурнау. Я это к чему? К тому, что уже в послевоенной Германии вы такого количества гениев кино просто не найдете. Есть признанные мастера, но к своим довоенным производственным силам кино так и не вернулось. Нам осталось пустоватое "новое немецкое кино", почти целиком зависимое от тем фашизма и еще фашизма. Шлендорф и Фасбиндер уже не были свободны, и виной тому была историческая травма.
Почему? От фильмов "нового немецкого кино" негласно требовалось не качество, а позиция. Ты скорее должен был быть антифашистом, чем режиссером, писателем и т.д. Ирония в том, что сколько "новое немецкое кино" не хвалили, оно с тех пор редко дает о себе знать, уйдя на европейские задворки. Будучи когда-то "законодателем мод".
Наша беда – из той же оперы. Только длится дольше, и результаты травматичнее. Еще и потому, что сама наша элита не понимает этой проблемы. Она действует строго в отведенных рамках "танцев с веночком", и агрессивно отстаивает свое право оттуда не выходить. Элита сама заинтересована, чтобы никакого развития вокруг нее не было. Защищая Украину от культурного вмешательства извне, она не дает стране право дышать и развиваться. И каждый намек на творческую свободу художника, танцора или певца воспринимается как посягательство на целостность культуры и на украинскую "самобытность". Словно мягкий и податливый новорожденный малыш, которого сразу кладут в "квадратную коробку" этой зависимости, и он растет и развивается в этой коробке, принимая ее форму. И сам потом вырастает и становится "квадратным", и только и может, что постоянно возвращаться к "народности", "горю вековому" и к "лицарям-запорожцам".
Мне кажется, само замыкание и постоянное прокручивание "колониальной травмы" делает ее только сильнее. Чем больше мы уделяем ей внимание, тем глубже она становится.
Может быть стоит один раз выдохнуть? Отпустить, попробовать отойти от кондовости, и прекратить самим зависеть от культурной позиции России. К примеру, не снимать кино про наших солдат на Донбассе в стиле российских ментовских сериалов (привет сериалу "Гвардия").
Даже мелочь иногда может изменить нашу жизнь. Небольшая перемена: покрашенные стены серой панельной многоэтажки, цветы в клумбе, живая музыка в пабе. Все это – признаки жизни, излечивающие нас. Иногда нужно снять повязку, чтобы увидеть: раны больше нет.
Читайте также: Страх перед языком говорит о наших слабостях