Журналисты 24 канала пообщались с предпринимателем, инвестором, соучредителем одного из топ-5 интернет-провайдеров страны "Фрегат" и управляющим партнером "Днепропресс-Сталь" Вячеславом Мишаловым. Про дата-центр будущего, первый безлимитный dial-up и факап с цифровым телевидением – узнайте в материале.
Вячеслав Мишалов / Фото из архива предпринимателя
Были первыми, кто дал украинцам безлимитный dial-up, но промахнулись с цифровым TV
Интернет-провайдер "Фрегат" всегда одним из первых внедряет новые технологии и фактически задает тренды в Украине. Расскажите немного больше об этом.
Почти во всем, что касается интернет-технологий, "Фрегат" всегда был одним из первых, кто внедрял их в Украине. Были и риски, и откровенные факапы. Но мы никогда не боялись пути первопроходцев.
Так, "Фрегат" первым начал давать украинским пользователям безлимит в dial-up.
А помните такой характерный скрип модема родом из "нулевых", когда для загрузки одной картинки потребовалось несколько часов? (улыбается) Мы первыми дали клиентам скорость 100 Мбит/с, что потом стало мировым трендом.
Первыми придумали акцию "Год пользования – бесплатно". Через год абонплата включалась, но за это время пользователь чувствовал комфорт использования нашего интернета и принимал решение остаться.
"Фрегат" сейчас один из топовых интернет-провайдеров страны. В чем Ваш секрет успеха?
По состоянию на 2009 год "Фрегат" покрыл 25% всего рынка интернет-пользователей, а к 2016-му – 40%.
Первые серьезные конкуренты вообще "проснулись" только в 2012-м, когда поняли, что на такой услуге можно зарабатывать. Российский "Билайн" сразу откусил большой кусок пирога.
Вот тогда стало ясно, что мы не одни. Главным "оружием" стал принцип – каждые 2 месяца предлагали пользователям что-нибудь новое. А также собственная инфраструктура, независимая от посторонних кабелей.
В 2014 году в Украине произошел коллапс с доступом к информации. И мы приняли решение, что независимо от политики регуляторов наша миссия – создавать оборону свободы, защищать право выбора источника информации. Потому что информация – это то, что формирует позицию человека, его отношение к жизни.
В госпиталях, добробатах, общественных местах бесплатно создавались точки доступа к Интернету.
Случались ли у Вас и неудачные проекты?
Были и факапы – например, с запуском цифрового TV. Потому что оказалось, что правообладатели контента хотели бы продавать его зрителям напрямую без посредников типа нас.
Но это небольшая неудача по сравнению с достижениями "Фрегата" сейчас.
Да, сейчас "Фрегат" – третья компания в Украине по созданию прямых соединений с провайдерами. А еще в мировом рейтинге британской компании BDRC Continental стран с самым дешевым и одновременно быстрым интернетом, Украина уже год занимает лидирующие позиции. Не последнюю роль в этом сыграл и наш "Фрегат" (улыбается).
Так, например, в Австрии и Австралии за скорость 1 Гбит/с придется выложить 220 и 231 доллар в месяц соответственно. В то время как в Украине это около 6 долларов.
Вместо паники и отчаяния мы получили заказ на 2 миллиона евро
Бизнес по-разному ощутил последствия полномасштабной войны. Как на "Фрегат" повлияло циничное нападение России?
До войны мы планировали строительство первого в Днепропетровской области дата-центра, сертифицированного Uptime Institute по стандарту TIER III. Сейчас в Украине есть только один похожий на него – и это только у НБУ.
Поскольку Днепр – крупный потребитель IT-услуг, то такой дата-центр давал бы области:
- суперскорость работы оборудования;
- безотказную работу инфраструктуры при любых условиях и нагрузках;
- наличие точки обмена трафиком европейского масштаба;
- возможность обучать сотрудников;
- безопасность физическую и логистическую и т.д.
Для этого нужно было выполнить ряд интересных и сложных задач, например иметь собственное глубокое озеро (смеется). Такой дата-центр потребляет, как целый микрорайон – около 2,5 – 3 Мегаватт-час. Это около полумиллиона гривен в сутки только на электроэнергию.
Мы начали подготовительные работы и параллельно отправили крупнейшим компаниям области запрос – кого интересует такой проект и сколько серверных стоек нужно?
Но началась война, процесс встал на паузу. И вот на днях мы получили письмо и звонок: "Знаем, что вы строите дата-центр, нам нужно 20 стоек". Для понимания это 800 серверов. То есть оборудование на 2 миллиона евро.
Мы только улыбнулись: как незыблема вера в ВСУ. И хороший индикатор возрождения бизнеса!