Что для нас меняют молодые люди, которые постепенно начинают работать и являются ли они угрозой для старших и более опытных украинцев – разбирались журналисты 24 канала.
Читайте также: Фрилансеры-2019: где, за что и сколько платят
Кто такие поколение Z?
Это те, кто родился после 1996 года. Их еще называют "цифровыми аборигенами". По данным глобального исследования, проведенного по заказу компании Dell Technologies, это поколение имеет глубокое и целостное понимание технологий и их потенциала для трансформации образа жизни и работы. Согласно результатам исследования компании, эти молодые люди обладают особым технологическим менталитетом. Этот менталитет, с одной стороны, способствует продвижению бизнеса в цифровую эпоху, а с другой стороны, может усилить раскол и ментальный разрыв между пятью поколениями, которые сейчас представлены на рынке труда.
"Поколение Z рассматривает технологии не только как инструмент для человеческого прогресса, но и как средство, чтобы расширить и выровнять информационные права и возможности. То, как в них сочетается видение будущего и оптимизм, это замечательно", – считает корпоративный партнер и вице-президент по технологической стратегии Dell Technologies Денни Кобб.
Разве они уже работают?
Да. Представители этого поколения – активные, мобильные и многозадачные. Их мышление – глобальное.
"Они начинают волонтерить еще до получения постоянной работы. Для них важно все превращать в лучшее, начиная с себя. Они хотят изменений и хотят получать при этом удовольствие. Они легко адаптируются ко всему новому. Они могут все получить в соцсетях. Даже обучение. Пока для них актуальна IT-отрасль, а также общественные науки. Работу они также ищут в интернете", – пояснила HR manager креативного агентства TABASCO Екатерина Козельская.
Согласно подсчетам компании Hh.ua/Grc, на "зетов" приходится 4% резюме украинского рынка труда. Учитывая их возраст – такой показатель является абсолютно логичным. Но они довольно активны.
Насколько они активны?
Достаточно, чтобы на них начали обращать внимание. Согласно исследованию агентства Sparks&honey, четверть подростков в возрасте от 16 до 19 лет задействованы в качестве волонтеров. Более того, они хотят как можно раньше начать самостоятельно зарабатывать деньги. Например, 76% молодых людей надеются превратить свое хобби в основной источник прибыли.
Вместе с тем, по наблюдениям руководителя HR-департамента компании YouControl Анны Приходько, это поколение людей, которые привыкли жить в информационном потоке. Одновременно анализируя большое количество информации, они знают о возможностях. Часто это может их останавливать от решительных действий, ведь будут еще варианты".
Это поколение, которое живет в эпоху не только интернета, но и глобализации, поэтому они могут “смотреть в сторону” других стран. В целом поток молодежи за границу для получения образования действительно высокий. Впоследствии они могут там и оставаться, ведь для них нет большой разницы между виртуальным/онлайн-общением и реальным, в физическом измерении. Поэтому если коротко, эти кандидаты на отечественном рынке труда отключены,
– объяснила она.
Чем они отличаются на рынке труда?
Главная особенность представителей этого поколения – так называемая "цифровая зрелость". Это отметили все опрошенные 24 каналом эксперты. Они довольно гибкие в вопросе получения новых навыков. Они чрезвычайно практически смотрят на мир.
Свободное владение различными технологическими инструментами, как отметила вице-президент компании "ИТ-Интегратор" Надежда Омельченко, является безусловным преимуществом на ИТ-рынке. Среди других уникальных характеристик "людей Z", по ее словам, – широкая сеть контактов, включая знакомства в других странах и невероятное желание максимальной свободы и возможности создать собственный бизнес и работать на себя. Сегодня многие представители поколения даже не смотрят в сторону работы в компаниях корпоративного сектора и в первую очередь ищут себе работу в стартапах и интересных краткосрочных проектах.
Среди основных слабых мест "зетов" – их безответственность и то, что они не всегда придерживаются определенных договоренностей с работодателями. Из нашего собственного опыта – из 10 приглашенных на собеседование студентов даже после подтверждения встречи на него приходит всего 4,
– сказала она.
"Они уверены в себе, амбициозны, требовательны и иногда, даже, чересчур прямолинейны. Они в первую очередь ищут не работу, а себя. Поколение Z не готово полностью подстраиваться под нормы и правила компании, они скорее диктуют свои. Поэтому компании, в которых подавляющее количество работников – представители Z, часто вынуждены идти на уступки и прислушиваться к их требованиям", – пояснила и.о. руководителя подбора и адаптации персонала корпорации "Биосфера" Юлия Гуменная.
HR-директор Procter&Gamble в Украине Ольга Левченко рассказала, что результаты их исследования помогли составить портрет идеального работодателя, который имеют "зеты". Они выделяют три главные критерии выбора работодателя – адекватное финансовое вознаграждение, условия работы и график. За это "проголосовали" соответственно 28%, 19% и 16% опрошенных. Еще для 13% молодых специалистов на первом месте – команда и взаимоотношения в коллективе, а для 9% – отношения с руководителем.
Участники исследования отметили, что хотели бы зарабатывать от 6 000-10 000 гривен и до $1000. Условия труда на работе мечты – психологический комфорт, интересные задачи и возможности для карьерного роста. Им важно, чтобы работодатели, которых они выбирают, были готовы принимать их в штат такими, как они есть, без опыта и обучать всего необходимого (наставничество, заграничные командировки, тренинги).
При этом, как отмечают опрошенные, они хотели бы сразу получать серьезные и ответственные задачи, чтобы применять свои знания на практике и развиваться. Также Z-специалистам важно иметь свободу действий: они хотят самостоятельно решать, когда делать поставленные задачи, а не просто выполнять указания руководителя,
– сказала Левченко.
Доцент Киевского национального экономического университета имени. Гетмана Павел Сацкий подытожил, что "зеты" не почувствовали атмосферу 1990-х и не находились в мировоззренческом конфликте с теми своими предшественниками, которые в сознательном возрасте застали советские времена. Поэтому для них социальные ценности советского периода являются уже глубокой историей.
"В них чувствуются определенные нотки иронии по поводу "историй успеха" 1990-х. Поколение Z является достаточно мобильным. Для представителей этого поколения характерно обращать внимание на востребованность рынком конкретных навыков и на получение именно их в процессе образования. Перспективу карьерного роста они понимают специфически: через призму возможности реализовать себя благодаря конкретным навыкам и получить более весомые преимущества на рынке труда, а не за наличие опыта управленческой работы", – сказал он.
Кем они хотят работать?
По данным Hh.ua/Grc уже заметно их стремление к работе в искусстве, медиа и IT-секторе. "В меньшей степени их будут интересовать такие профсферы, как "производство и АПК", "Бухгалтерия", "Рабочий персонал". Если работодатели не начнут активно работать над повышением привлекательности подобной работы в глазах юных поисковиков, то вскоре столкнутся с кадровым дефицитом. Точнее, эта проблема для ряда компаний усилится еще больше", – отметили в компании.
Кем хотят работать "зеты"/Данные Hh.ua/Grc
Кроме того, они готовы постоянно осваивать новые навыки и не стремятся десятилетиями работать на одну компанию. При этом, что интересно, им все равно увлекательно взаимодействовать как с технологиями, так и с людьми. Как показало исследование Dell Technologies, 43% "зетов" предпочитают общаться с коллегами лично, 21% – по телефону, 14% – по электронной почте, 12% – с помощью мессенджеров.
Вместе с тем, 75% "зетов" рассчитывают освоить необходимые рабочие навыки, лично учась у коллег и других людей, но не через Интернет. 82% считают, что соцсети могут быть ценным инструментом в работе. Больше половины (53%) предпочитают работать в офисе, а не удаленно. 58% предпочитают работать в команде, а не самостоятельно.
Как они меняют рынок труда в Украине?
Постепенно. Главным образом – они стимулируют работодателей развиваться и учат их творчески подходить к созданию надлежащих условий работникам, в которых заинтересована компания.
По словам Омельченко, например, уже сейчас заметны изменения в традиционных корпоративных HR-процесах. "Собеседования в онлайн-режиме, предложение вакансий через HR-ботов, визуализация тестовых и рабочих задач с помощью видеоряда – все эти инструменты появились в практике работы специалистов по персоналу благодаря поколению Z. Мы считаем, что компании уже сегодня должны готовиться к приходу сотрудников нового поколения и внедрять изменения", – подчеркнула она.
В то же время, по словам вицепрезидента компании "ИТ-Интегратор", требования кандидатов Z в отношении работодателя порой слишком завышены. Например, для них крайне важен вопрос локации офиса. "Если представители более зрелых поколений, как правило, готовы добираться на работу в Киеве в течение часа и более, то "люди Z” не хотят пользоваться более чем одним видом транспорта. Поэтому многих из них, например, наш бизнес-центр возле метро Шулявская не всегда устраивает. Нам приходится считаться с этим фактором и использовать дополнительные методы поощрения этих кандидатов", – сказала она.
По словам и.о. руководителя подбора и адаптации персонала корпорации "Биосфера", еще одна отличительная черта поколения Z – откровенность. И этой же откровенности они требуют от работодателя. "Поэтому у компаний, привыкших не выполнять обещанных условий, шансов удержать такой персонал почти не будет. Так или иначе, поколение Z начинает задавать свои стандарты компаниям в ответ на их требования", – добавила Гуменная.
Постепенные изменения в форме сотрудничества чувствуют и в YouControl: больше желания "зетов" работать удаленно; потребность гибкого графика; ориентация на результат работы, а не затраченное время в офисе. "Это меняет внутренний распорядок работодателей, стимулирует их к большей гибкости и творческому подходу", – подчеркнула Приходько.
О том, что "зеты" стимулируют работодателей изменять себя и бороться за хороших работников, сказала HR manager TABASCO.
Люди – главное преимущество любой компании. И если компании смогут создать условия для каждого поколения, позволят раскрыться каждому, то получат уникальные человеческие качества. Для поколения Z главный критерий в выборе работодателя – возможность развития. Руководитель – наставник и гуру. Они хотят денег и много денег, а что это будет за компания – для них не имеет значения. Они очень быстро могут изменить не только компанию, но и сферу. Работать "от звонка до звонка" – не о них,
– объяснила Козельска.
"Зеты", по ее словам требуют от работодателей интересных и четко поставленных задач, обратной связи и возможности держать баланс между работой и особой жизнью. "Они работают на результат. Хотят всего и сразу. Они патриотичны. Возможность работать заграницей, но только чтобы перенять опыт, который потом привести в Украину", – подчеркнула она.
Hh.ua/Grc подытожили, что перед современными работодателями стоит сложная задача – создать систему привлечения и удержания сотрудников, которая будет учитывать особенности представителей каждого поколения. Но эта задача – обязательна для решения. Ведь побеждать на рынке через пять-десять лет смогут только те компании, которые будут более "человечными" и смогут сфокусироваться на людях как на главном конкурентном преимуществе. Компании, которые будут создавать условия, позволяющие сотрудникам использовать в работе уникальные человеческие качества – эмоциональный интеллект, креативность, инновационность и другие.
Что делать представителям старших поколений?
Спокойно работать. В наше время на рынке труда встретились представители четырех поколений, каждое из которых имеет собственные ценности и мотивы. И каждое из поколений имеет собственные конкурентные преимущества.
"Миллениалы сейчас являются самой многочисленной группой на рынке труда. Но они готовы к переменам и не хотят отдавать всю свою жизнь одной компании. Они рассматривают предложения, которые соответствуют их ценностям. "иксы" ценят стабильность и поэтому могут работать до пенсии на одном предприятии. Изменения не для них. Они упорно работают и очень лояльные, если ты ценишь и признаешь их вклад. Важно иметь все поколения и уметь работать с ними. Одно поколение будет фундаментом, остальное будет инноваторами, генераторами идей", – отметила Козельская.
По словам Приходько, сбалансированный коллектив с наличием нескольких возрастных категорий является несомненным преимуществом. "Опыт, к сожалению, невозможно передать, его можно только накопить, поэтому это 100% преимущество. Уже задача менеджера умело адаптировать опыт своих коллег к новым требованиям рынка и мировым трендам. Также опытные сотрудники уже знают себя и имеют более конкретные цели, которые вместе легче реализовывать. Молодые люди все же находятся в поиске, а у поколения Z является выраженная тенденция к кардинальным изменениям вектора заинтересованности", – пояснила она.
В корпорации "Биосфера" также отметили, что представители поколения Z достаточно активны, однако, если работа не заинтересовала их сразу, они не будут углубляться в детали и скорее изменят компанию. Тогда как старшие кандидаты на должность готовы проявлять гибкость и лояльность к работодателю в подобной ситуации.