Украинизировались газеты, школы и вузы, театр и даже вывески. Новое поколение украинцев было окрылено такими изменениями – это же после столетия царских притеснений всего украинского, информирует 24 Канал. И из этого поколения вышла большая плеяда мощных художников, способных изменять мир. Но суждено им, как бы досадно не было, другое – стать символом времен Расстрелянного возрождения. Что известно о тогдашнем цвете нации и вызовах, с которыми столкнулись эти фигуры, рассказываем в спецпроекте KOBLEVO. Твоя история.

Читайте также Экскурс в 50-е: откуда взялся "советский народ" и почему слово "Бандера" до сих пор болит россиянам

Сталинская мышеловка

Дело в том, что украинизация – это не была искренняя политика советской власти ради развития украинского народа, нет. Это была прагматичная и циничная политика для завоевания приверженности и ресурсов второй мощности республики в Союзе. Проще говоря, это была борьба за власть, в которой в итоге победил Сталин. А когда победил – начал воплощать свое подлинное видение политики к коренным народам республик: наказать, покорить, присоединить.

10 марта 1933 года в рупоре компартии газете "Правда" вышла знаковая передовица с сокрушительной критикой "вопиющих фактов крайне грубого извращения национальной политики в Украине". Именно она ознаменовала конец политики украинизации.

Написанное в "Правде" было важнее, чем даже официальные документы, которые большевики по привычке подпольщиков создавать не очень любили – это доказательства преступлений. А передовицы этой газеты были сигнальной ракетой и для целой армии пропагандистов, и для чекистов. После этого началась жестокая "борьба против уклонов в национальном вопросе" – идеологическая и физическая.

Расстрелянное возрождение
Борьба на культурном фронте продолжается и сегодня / Фото Shutterstock

Иосиф Сталин отправил в Украину своего доверенного муртада Павла Постышева с фактически диктаторскими полномочиями. Тот имел две главные задачи: навести порядок в колхозах (читайте – скрыть Голодомор) и разобраться с украинской интеллигенцией, которая стала чувствовать себя слишком самостоятельной.

Проводник украинизации нарком образования Николай Скрипник, очевидно, почувствовал, какими будут последствия, и в том же году покончил с собой. Тем временем Постышев оделся в вышиванку, словно волк в овечью шкуру, и начал буквально истреблять "украинский буржуазный национализм".

Прекрасная, фантастическая новая генерация деятелей украинской культуры, расцветшая в 1920-х, почти в полном составе оказалась в концлагерях. Заметьте, только в 1933 году чекисты схватили почти 125 тысяч украинцев! Их записали в кулаки, иностранную агентуру, в фашистские разведчики или петлюровцы – и куда угодно, только иметь формальный повод.

В ноябре 1933 года компартия впервые назвала украинский национализм главной опасностью для, не поверите, Украины. Эта концепция практически без изменений существовала вплоть до конца СССР. Официально партия цинично заявляла, что "национальная политика" не изменилась. Более того, конституция СССР 1936 года была фантастически прогрессивной по содержанию – и это тоже была мышеловка.

Все, кто поверил красивому тексту, который обсуждали несколько лет до принятия конституции, погибли в организованном Сталиным большом терроре. Равно как и те, кто поверил украинизации. Люди слишком поздно поняли, что русский великодержавный шовинизм заново расправил кровавые крылья.


С 1929 по 1953 годы через советские лагеря прошли 18 миллионов человек / Фото Shutterstock

Кладбище украинской интеллигенции

Автором словосочетания "Расстрелянное возрождение" принято считать литературоведа Юрия Лавриненко, именно так он назвал сборник лучших, по его мнению, произведений 1920-х – 1930-х. Хотя на самом деле его сформулировал польский публицист Ежи Гедройц в 1958 году в письме Лавриненко – предложил назвать антологию литературы именно так. Расстрелянное возрождение – это не какой-то меткий поэтический термин, на самом деле – это констатация жуткого факта.

Тысячи и тысячи творческих молодых людей – неоклассики, футуристы, авангардисты, импрессионисты – переосмысливали искусство и создавали украинскую интеллигенцию, культурную элиту. За короткое время они создали длинный ряд шедевров, за что и замучены сталинским режимом. Нет, они не были "антисоветским элементом" общества, напротив. Это поколение верило большевикам, ловко вравшим, стремилось к светлому будущему, поэтому и творило в рамках концепта новой украинской советской литературы.

Взгляды на природу и цель творчества у них были очень разными, что провоцировало активную дискуссию. Скажем, Григорий Яковенко в статье "О критике и критиках в литературе" жаловался, что на молодых пролетарских писателей не обращают внимания, а вот произведения Николая Хвылевого ("Украина или Малороссия") публикуют – хотя они интересны "только для дегенератов". Волновой не заставил себя ждать с острым ответом в статье "О "сатане в бочке", или о графоманах, спекулянтах и других просвещенцах". И еще тысяча художников ответили Хвылевому и Яковенко в своих статьях.

Сформировались активные литературные организации – "Гарт", "Плуг", "Звено-МАРС", ВАПЛИТЕ и ВУСПП. В эту цифру трудно поверить, но факт: в этих организациях на 1925 год находились более 5 тысяч писателей! И это даже не вспоминаем о творческом взлете других областей культуры – не хватит никаких страниц.

Художники творили, вдохновленные дискуссией и общественным резонансом, искренним интересом людей. Художники спорили – не только о том, кто и как влиять на социум, что в нем должно воспитывать. Да и о том, имеет ли право на жизнь украинская литература как самобытное явление мирового культурного развития. В 1933 году "явление", как и развитие всего украинского, прекратил партийный аппарат.

К примеру, Михаил Яловый (литератор, драматург и первый президент ВАПЛИТЕ – Свободной академии пролетарской литературы) попал под суд за участие в группировании контрреволюционных кадров среди литераторов и создание контрреволюционной фашистской организации. 13 мая 1933 г. застрелился Николай Хвылевой. Писатели Николай Кулиш и Олесь Досвитный за несколько минут до этого обсуждали с ним арест Ялового.

Карали украинский цвет по-разному: ссылкой, замалчиванием, принудительным "лечением" в психушках, да и просто убивали. В концлагеря попали Борис Антоненко-Давыдович, Остап Вишня. Замалчивали тех, кого не могли достать – как Ивана Багряного, или не хотели – как В. Домонтовича (Петрова). Владимир Винниченко и Евгений Маланюк оказались в эмиграции. А Павел Тычина и Николай Бажан, что ж, начали писать произведения с прославлением партии. Но это лишь отдельные имена – большинство художников Украины 1920-х годов режим физически уничтожил.


Даже разрешенную украинскую литературу в советское время принято было считать иностранной / Фото Shutterstock

Осенью 1937 года в урочище Сандармох на Соловках расстреляли Леся Курбаса (театр "Березиль"), Николая Кулиша ("Мина Мазайло"), Николая Зерова ("К источникам"), Матвея Яворского ("Очерк истории Украины"), Владимира Чеховского (под его руководством провозглашали Акт соединения УНР и ЗУНР), Степана Рудницкого (основатель украинской картографии), Валерьяна Подмогильного ("Город"), Валерьяна Полищука ("Книга восстаний"), Мирослава Ирчана (Бунтарь), Олексу Слисаренко ("Сотни тысячи" сил") и многих других. В конце концов, Михаила Ялового тоже. В общей сложности почти 300 украинцев – и это только один случай из одного места. Так цвет украинской интеллигенции стал кладбищем.

К слову, российское общество "Мемориал" (да, то же, которому в 2022 году вручили Нобелевскую премию мира) показало миру правду о Сандармох – после жутких раскопок 1997. Именно это место в России, где во время Второй мировой войны было расстреляно более 9 тысяч людей, является еще одним свидетельством, что это государство испокон веков не скрывало свое агрессорское нутро. Но, несмотря на все доказательства, россияне до сих пор врут, что найденные человеческие останки – это "замученные финнами" советские солдаты. Да, борьба за историю, борьба за правду – это то, что мы должны сейчас активно делать рядом с борьбой на стрелковом фронте. Украина должна выиграть и из окопа, и из головы.

"Весь простор мой – четыре на четыре"

В 1950-е, после смерти Сталина, часть украинских художников реабилитировали. Трудно даже сказать – зачем это было советской власти, ведь произведения этих украинцев и дальше остались запрещенными. Однако они до нас дошли – разными путями. Прекрасные произведения, ярко показывающие потенциал и силу мнения молодых украинцев того времени.

Художники Расстрелянного возрождения не знали страха, лейтмотивом их деятельности был бунт, восхваление личности, а не массы. Они смело говорили правду до последнего. Потому и имели отклик в сердцах читателей. Многие произведения, уничтоженные большевиками, переиздавались за границей, а также и в СССР – конечно, подпольно, даже переписывали вручную. Но очень многое – потеряны навсегда.

Василий Стус, гений мирового уровня, фактически приступил к моральной реабилитации писателей Расстрелянного возрождения. Именно Стус вернул из забвения незаурядную лирику Владимира Свидзинского, раннего Павла Тычины и другие шедевры. Его труд продолжили тысячи других – как тогда, в 20-х, острая социальная дискуссия и отзыв в душах украинцев возродили их, расстрелянных – в памяти современных поколений, в творчестве, в новом вдохновении к развитию Украины.


В конце 1984 года украинская диаспора начала продвигать кандидатуру Василия Стуса на Нобелевскую премию / Фото Shutterstock

Судьба Стуса также сложилась трагически – ведь советская власть, даже доживая свои последние годы, действовала террором – как всегда, потому что иначе не умела. В конце 1984 года украинская диаспора начала продвигать кандидатуру Василия Стуса на Нобелевскую премию за сборник "Таборова тетрадь". Обретение награды было бы триумфом для Украины и моральной катастрофой для советской власти. Но Нобелевскую премию не вручают посмертно. И вот Стуса находят мертвым – 4 сентября 1985 года. Остановка сердца в камере.

Коммунисты содержали в камере украинский народ 70 лет. Неведомым чудом мы выдержали всю пытку и сердце наше продолжает биться по-прежнему горячо. Каждый день доказываем это – на всех фронтах. Ради себя. И ради тех, кого с нами уже нет.