На борту судна находились более 200 человек, среди которых было много детей. Спастись удалось лишь 79. Трагедия произошла в трех километрах от села Сюкеево. Те, кому посчастливилось спастись, рассказали, что внезапно теплоход перегнулся на правый борт и стал тонуть. Все произошло почти мгновенно - для того, чтобы опуститься на дно, "Булгарии" хватило трех минут.
"Мы все оказались погребены практически живьем в теплоходе. Как в саркофаге каменном, ну, в железном. И через такие лазейки мы прошли. Через окна. Вышли на поверхность. Теплоход же затонул полностью, он же был на дне", - говорит Наталья Макарова, которая спаслась из "Булгарии".
Ситуация усугубилась и тем, что утопленникам вовремя не оказали помощь. Два судна, которые на момент катастрофы проходили рядом, не остановились. Впоследствии против капитанов этих судов возбуждены уголовные дела. Людей спасали матросы с теплохода "Арабелла", который первым подошел к трагедии.
"Люди били в ужасном состоянии, были травмы у людей различной тяжести, они были в масляной пленке, такие все в мазуте, так как при затоплении судна он сразу поднялся на поверхность, все они были в нем, что собственно, затрудняло спасательную операцию", - говорит капитан "Арабеллы" Роман Лизалин.
12 июля в России объявлен общенациональным днем траура. К морскому вокзалу в Казани тысячи людей принесли цветы и траурные венки. Соболезнования семьям погибших выразило руководство России и некоторые иностранные лидеры, среди которых Президент Украины Виктор Янукович и премьер Николай Азаров.
Сразу же после инцидента возник вопрос - что именно вызвало ужасную трагедию. Причин называлось немало, однако сразу стало известно одно - теплоход не был на капремонте за последние 30 лет. Само же судно было спущено на воду в Чехословакии в 1955 году. Его конструкторы говорят - срок эксплуатации судна не должен был превышать двух десятилетий. Кстати, до 2010 года теплоход назывался "Украина".
Парадоксально, но "Булгарию" в последние годы сами же члены команды называли не иначе, как "плавучим гробом". У теплохода постоянно ломался двигатель, вода заливалась внутрь через иллюминаторы, а в машинном отделении несколько раз вспыхивал пожар. Работать на "плавучем гробу" не хотел почти никто, но арендаторы судна упорно продолжали эксплуатировать "Булгарию".
"Типичная ситуация когда владелец, а сейчас собственники уже частные становятся, просто заставляют тебя выйти в рейс. Зная о поломке, они как бы начинают убеждать - и тихонько, и как попало, и пройдете", - говорит моряк Виктор Филатов.
Резонансное дело сразу же начало рассматриваться на самом высоком уровне. Президент Медведев поручил немедленно проверить техническое состояние всех плавсредств, а премьер Путин во всем обвинил жадность и безответственность владельцев.
"Количество старых посудин, которые плавают у нас, - безгранично. Надо оценить эту ситуацию и заставить или подвести необходимые капитальные ремонты всех, кто имеет судна в собственности, либо вывести их из эксплуатации", - говорит Президент России Дмитрий Медведев.
"То, что произошло 10 июля с "Булгарией" без всякого сомнения потрясло всю страну. Это ужасно, столько жертв, столько детей погибло. Это ужасно, что нам приходится платить такую дань за безответственность, за жадность, за расхлябанность, за грубое нарушение правил технологической безопасности", - говорит премьер-министр России Владимир Путин.
Неудивительно, что арендаторов "Булгарии" - руководителей компании с сомнительной деловой репутацией "Агроречтур" - сразу же задержали и возбудили против них уголовные дела. На поверхность всплыли совсем шокирующие факты - пассажирский теплоход, как оказалось, не имел лицензии на пассажирские перевозки! И это при том, что на "Булгарию" туроператоры постоянно предлагали и продавали прогулочные туры.
Расследование обстоятельств трагического рейса продолжается. Несмотря на то, что власть обязалась выплатить семьям погибших и пострадавшим компенсации, умерших не смогут заменить никакие деньги. А российским властям, очевидно, придется приложить немало усилий, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.