НАК "Нефтегаз Украины", по словам премьер-министра Украины Николая Азарова, после реорганизации прекратит свое существование.
Премьер надеется, что это может стать поводом для пересмотра действующих газовых контрактов с "Газпромом". Между тем российская сторона продолжает настаивать на бесперспективности пересмотра действующих контрактов. В Кремле убеждены, при реорганизации Украинской газовой компании ее правопреемник должен нести обязательства перед Россией, выполняя действующее соглашение. Между тем, сами россияне пытаются уменьшить свою зависимость от Украины при транзите газа. На этой неделе с пафосом запустили первую нитку "Северный поток".
"Украина - наш давний, традиционный партнер. Как у любой транзитной страны, всегда есть соблазн воспользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив исчезает", - говорит премьер-министр России Владимир Путин.
Вслед за российскими политиками, тамошние эксперты настаивают на безосновательности недовольства Украины. Дескать, украинский контракт "Газпрома" такой же как и остальных стран.
"По всем другим вопросам, когда спрашивают Украину, о Таможенном союзе, например, они говорят:"Нет-нет, мы в Европе!". В Европе? Замечательно! В Европе такая жизнь и такие контракты. Контракт сделан по стандартной нидерландской формуле. Это такой же контракт, как у норвежцев, алжирцев в Европе. Т.е. в нем нет никакой экзотики", - говорит заместитель гендиректора Российского энергетического агенства Леонид Григорьев.
Впрочем, Украина может обойтись без правопреемника НАКа благодаря не реорганизации, а ликвидации "Нефтегаза", считают украинские эксперты. По их мнению, на сегодня это лучший вариант для Украины избавиться от кабальных условий соседа.
"Компании, которые образуются в случае разделения существующего субъекта, могут быть правопреемниками. В случае же ликвидации процедура иная. У владельца нет обязательств при ликвидации компании назначать правопреемника", - говорит независимый эксперт по энергетике Александр Нарбут.
В России на такие предложения реагируют нервно. Еще только намерения Киева, там уже называют открытым шантажом и неуважением к незыблемости заключенных контрактов.
"Мне это напомнило такой детективный сюжет, когда человек, не может платить по долгам, убегает в Аргентину, делает пластическую операцию и говорит, что он уже не он. Выглядит это следующим образом. И то, что вместо слова реформирование чаще всего звучит слово ликвидация, не способствует нормальному взаимодействию в этой ситуации", - говорит завотделом Института энергетических исследований РАН Татьяна Митрова.
"С лицом у нас проблем нет. И никто ни лицо, ни пол менять не собирается. Все достаточно хорошо. Татьяна, а кому мы что должны? "Нефтегаз" вновь не заплатил? Последний платеж прошел вовремя, в срок, в полном объеме. И так уже длится второй год, несмотря на цены", - говорит независимый эксперт по энергетике Валентин Землянский.
Однако, реорганизация, или даже ликвидация "Нефтегаза" - не выход из ситуации, предупреждают аналитики. Ведь имея целью лучшей контракт с более низкой ценой, Украина взамен может получить еще хуже переговорный процесс на фоне растраты имущества реструктуризированного НАКа.
"Парадокс ситуации заключается в том, что в любом случае украинская сторона придет к тому, что снова с этими людьми, с которыми они только что разорвали через суд газовые контракты, буквально через месяц придется садиться и подписывать новый договор. И не факт, что в ходе нового постсудового переговорного процесса Россия вдруг пойдет на определенные новые уступки и даст ту цену, какую захочет Украина", - говорит директор политических программ Института Горшенина Евгений Курмашов.
Кроме того, как напоминает эксперт, заявление чиновников о возможном экспорте газа украинской добычи хотя и может положительно повлиять на финансовое состояние "Нефтегаза", для граждан ничего хорошего не принесет. Ведь тогда придется платить за российский газ по выставленным Россией ценам. Между тем, не исключено, что доходы от экспорта отечественного газа будет получать уже не государство Украина, а частные структуры, которые будут контролировать новые структуры созданные на базе НАКа.