Это сладкое слово "госсектор"

Став премьером, Владимир Гройсман сделал своим фирменным стилем публичные обвинения чиновников рангом ниже в некомпетентности. Среди тех, кто попадал "под горячую руку" главы правительства (и, что важно, при включенных камерах) - бывший глава Фонда государственного имущества Игорь Белоус, глава Нацагентства по предупреждению коррупции Наталья Корчак, министр инфраструктуры Владимир Омелян и другие.

В кулуарах отмечают, что одна из причин кадровых претензий – растущий вес Гройсмана в политике, который не подкрепляется наличием своих ставленников на "вкусных" денежных потоках, в частности, в госсекторе. Несмотря на многочисленные публичные заявления о необходимости реформирования государственных предприятий, реальные шаги в этом направлении не делаются. Более того, как оказалось, именно в этой сфере Гройсман решил «окопаться» самостоятельно, создав здесь свой кадровый форпост.

Для широкой общественности госпредприятия – это источник коррупции, тема постоянных скандалов и расследований антикоррупционных органов.

Но институционально – это почти 3,5 тыс. компаний, из которых, согласно официальной статистике Минэкономразвития, только 1770 реально работают. Показательно, что топ-100 этих госпредприятий формируют около 80% общей стоимости активов госсектора и 80% его общего дохода. К концу 2017 году в государственном секторе экономики было трудоустроено более 800 тыс. человек. Общая стоимость активов составляла 1,5 трлн грн, а годовой доход превысил 450 млрд грн.

Среди 1770 работающих предприятий есть особые – условные "топ-100 компаний". Кабмин определил их как особо важные для экономики субъекты хозяйствования – предприятия. В список вошли предприятия, стоимость активов которых, по данным последней финансовой отчетности, превышает 2 млрд грн или годовой размер чистого дохода которого превышает 1,5 млрд грн.

Как этим управлять

Управляют госпредприятиями 85 государственных органов (в среднем 1 орган на каждые 20 работающих компаний). Они же занимаются назначением руководителей и членов наблюдательных советов таких предприятий, а также несут ответственность за их работу.

Такие органы отбирают кандидатов на занятие вакантных должностей руководителей и членов набсоветов, исключая топ-100, отбор кандидатов на замещение вакантных должностей руководителей и членов наблюдательных советов которых имеет дополнительную специфику.

"Особо важными" же кандидатами занимается Комитет по назначениям руководителей особо важных для экономики предприятий, который до недавнего времени существовал при Министерстве экономического развития и торговли, руководителем которого является Степан Кубив – Первый вице-премьер-министр – министр экономики.

Согласно соответствующему распоряжению Кабмина, в состав комитета без права голоса входили следующие независимые эксперты – Шевки Аджунер (директор представительства ЕБРР в Украине), Джордж Логуш (экс-директор Kraft Foods Ukraine), Джейсон Пеллмар (глава офиса МФК в Украине), Андрей Бойцун (член Группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине), Йоста Люнгман (глава миссии МВФ в Украине), Сату Кахконен (глава офиса Мирового банка в Украине), Альгирдас Шемета (бизнес-омбудсмен) и Дэниел Билак (глава киевского офиса CMS Cameron McKenna).

Кроме того, в состав комитета с правом голоса вошли – Степан Кубив, Геннадий Зубко, Владимир Кистион, Игорь Насалик, Тарас Кутовой, Александр Данилюк, Александр Саенко, Павел Петренко (все – члены Кабмина).

За годы своей работы Комитет, по оценкам наблюдателей, не смог провести эффективную работу. А в последние два года фактически не работал. Хотя все голосующие члены Комитета являются членами Правительства. А Кабмин и его руководство постоянно подчеркивает необходимость смены менеджмента в госкомпаниях и создания в них наблюдательных советов с большинством из независимых членов.

Таким образом, государственные органы, которые управляют "топ-100" госкомпаниями лишены возможности сменить менеджмент и вынуждены ограничиваться лишь "косметическим ремонтом" системы управления такими компаниями. При этом – постоянно получая упреки от премьера Владимира Гройсмана о плохо организованной работе корпоративного управления в госсекторе. Хотя на самом деле речь идет о невозможности (нежелании) Владимира Борисовича организовать работу своих подчиненных.

Секретное решение

21 марта 2018 года Кабинет Министров Украины принял постановление №190, на которое многие возлагали надежду, как на системное решение проблемы проведения кадровых изменений на госпредприятиях.

Проект текста постановления до последнего держался в секрете. В Минэкономразвитии, как рассказывают участники события, настаивали, чтобы Минфин, Минюст и Фонд госимущества согласовали проект постановления в двухдневный срок. А это является грубым нарушением Регламента КМУ.

К проекту постановления были существенные замечания со стороны органов госвласти, однако они должны были – по пожеланию МЭРТ – впопыхах его обработать.

Более того, по данным источников, на заседании правительственного комитета 15 марта 2018 года Секретариату КМУ (который подчиняется Министру Кабинета Министров Александру Саенко) было поручено доработать проект постановления вместе с МЭРТ, Минфин, Минюст и ФГИУ. И Секретариат привлечение заинтересованных органов проигнорировал. Уже 21 марта документ был принят правительством в "правильной" редакции.

После двух лет промедления такое практически кулуарное принятие постановления без его широкого обсуждения и проработки должно было бы серьезно обеспокоить и экспертное сообщество, и международных партнеров.

Но еще большее беспокойство вызывает сам текст постановления, изменения в котором заняли 16 страниц.

Во-первых, документом предусмотрено, что Комитет по вопросам назначений функционирует уже не при МЭРТ, а при Кабмине. То есть контролируется не Кубивым, а напрямую Гройсманом.

Во-вторых, в состав Комитета входят по должности – Министр Кабмина, первый замминистра экономического развития и торговли, первый заместитель министра финансов, руководитель соответствующего субъекта управления предприятием или Фонда госимущества, или их заместители и четыре независимых негосударственных эксперт с правом совещательного голоса, которые назначаются Кабмином.

Вот как Комитет выглядит сегодня – по должности туда вошли Александр Саенко, Максим Нефьодов и Оксана Маркарова.

Нужно отметить, что согласно действующему законодательству, Кабмин не имеет права урегулировать вопрос о распределении функций между министром и его первым заместителем. В этом же постановлении правительство, по сути, делегировало первым замам те полномочия и обязанности, на которые те формально не подписывались.

Впрочем, это не вызвало беспокойство у Александра Саенко и его подчиненных, поскольку ключевой целью было определить в комитет нужных личностей, а не должностных лиц.

Незаметная комиссия

Однако даже это оказалось не главным. Дело в том, что, согласно постановлению Кабмина №190, этот Комитет, сформированный сомнительным способом, уже фактически не будет осуществлять отбор претендентов на должности в госкомпаниях.

Комитет, в состав которого войдут чиновники и уважаемые международные партнеры, будет только рассматривать перечень из нескольких кандидатов и выбирать одного кандидата.

Всю работу собственно по поиску кандидатов будет проводить специально созданная Комиссия в состав которой с правом голоса входить два представителя Секретариата КМУ (подчиненные Александра Саенко), один представитель Минюста, один представитель органа управления предприятия и специалист по подбору персонала, который фактически и выполняет всю работу. При этом порядок отбора этого специалиста – не определен.

А ведь именно он станет важнейшим звеном в цепочке кадровой политики Кабмина в отношении госпредприятий. Согласно изменениям, которые предлагаются постановлением №190, специалист по подбору персонала предоставляет до 5 кандидатов на одну должность, 2 из которых могут быть заменены на других кандидатов комиссией и представлены на окончательный отбор Комитета.

Переформулируем. HR-специалист (отобранный Секретариатом) подает комиссии (половина членов которой являются работниками Секретариата) 5 кандидатур, две из которых могут быть заменены на других лиц (отобранных Секретариатом).

Далее комиссия передает отобранных лиц на утверждение Комитета, где прогнозируемо будет председательствовать Александр Саенко (которому подчинен Секретариат), а большинство составляют лояльные ему лица. В результате тайным (!) голосованием члены Комитета выберут одного человека, которого Александр Саенко представит на утверждение Кабмина.

Таким образом об "открытом и прозрачном" конкурсе нечего и говорить – весь процесс отбора кандидатов будет контролироваться Александром Саенко и его подчиненными из Секретариата КМУ. И без его согласования никакого отбора произойти не может.

Вишенкой на торте является тот факт, что госпредприятия будут вынуждены оплачивать услуги избранного Секретариатом КМУ специалиста по подбору персонала (по "рекомендации" Комиссии), что является грубым нарушением части 1 статьи 54 Закона Украины "О предотвращении коррупции". Ведь согласно антикоррупционному законодательству, чиновник получать деньги от бизнеса – даже если это госпредприятие – не может.

***

Конечно, в централизации управленческих функций нет ничего плохого, только вопрос в том, что подчиненный и давний друг Владимира Гройсмана, Александр Саенко, получил право фактически единолично (и очевидно, в чьих интересах) определять топ-менеджмент госпредприятий с оборотом в полтриллиона гривен. Но ответственности за деятельность таких предприятий он нести не будет.