Очевидно, что при популярной в медиасреде идее-фикс критики властных институтов, в том числе правительства, рационализм и прагматизм все же имеют место в деятельности украинской власти и ее внешней политике. Цель последней с учетом российского фактора и осторожности экономик ЕС к Украине – искать и договариваться с миром о взаимных экономических и правовых партнерских контактах. В частности, совсем недавно отечественный МИД акцентировал внимание на подписании экономического соглашения о партнерстве и правовой поддержке с королевством Таиланд, товарный объем с которым в прошлом 2016 году составил примерно 600 млн долл., из которых на долю Украины приходится 250 млн долл. Не стоит забывать и о подписании перспективного для нашей экономики соглашения о ЗСТ между Канадой и Украиной.
Читайте также: Как зона свободной торговли с Канадой повлияет на украинскую экономику
Цена канадско-украинской дружбы
Начиная с марта украинско-канадское партнерство набирает обороты не только политические, но и экономические, что взаимовыгодно для обоих государств. Напомню, что по данным Министерства экономического развития и торговли Украины, соглашение о зоне свободной торговли между Украиной и Канадой заработает уже этим летом. Вместе с тем, этому официальному заявлению предшествовали такие события, как ратификация в начале марта этого соглашения Сенатом Канады, а дальше через несколько дней – аналогичный шаг был осуществлен со стороны украинского парламента. Со своей стороны, наше государство обязалось осуществить полную либерализацию для 72% товаров из Канады, далее отменить (с использованием переходных периодов в 3,5 и 7 лет) для 27% товаров из Канады, провести частичную либерализацию сельскохозяйственных товаров из этой страны . Партнеры из Канады же гарантируют украинским экспортерам такие условия, как открытие 99% рынка товаров, асимметричные тарифные обязательства, техническую помощь.
В то же время основными взаимными положениями соглашения становятся льготный доступ к участию в государственных закупках, охрана и защита интеллектуальной собственности, упрощение процедур торговли с применением нетарифных мер. Безусловно, эти приоритеты в соглашении являются выгодными акцентами для нашего государства в свете возможного люфта для осуществления коррупционных злоупотреблений на наивысшем уровне. В результате можно констатировать, что только от политической и экономической ответственности украинской власти вполне возможно, что ЗСТ с Канадой для нашего государства будет больше победой, чем предательством перед миром и своей репутацией.
Чего достигла Украина после подписания соглашения об ассоциации с ЕС?
Начиная с 1 января прошлого года (1 января 2016 года) экономические отношения между ЕС и Украиной подчиняются "правилам игры", которая известна всем под названием глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ГВЗСТ), которая была внедрена в контексте подписанного Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Читайте также: Понятно о Соглашении об ассоциации с ЕС: что оно обещает Украине
Весьма интересно, что Украина уже имеет соглашения о зоне свободной торговли со странами Содружества Независимых Государств и ведет переговоры о соглашении с Израилем. Успешным, как выше уже было сказано, оказался переговорный процесс с Канадой, а с Турцией частичный прогресс в этом отношении уже есть: начиная с лета 2017 года украинцы могут путешествовать в эту страну по украинским ID карточкам. Перспективным, но туманным, учитывая реакцию украинской власти, на сегодня является процесс переговоров о ЗСТ между Украиной и КНР. Как видно, в высших эшелонах власти возможно не в полной мере оценивают потенциал китайского рынка, но одновременно возможно не готовы предложить механизмы, которые будут сдерживать поток из Китая некачественных для потребителей товаров и услуг.
Нет смысла пересказывать как мантру существующие по сей день мифы и предрассудки о непроукраинскости этого соглашения для Украины, о том, что ГВЗСТ с ЕС это заблуждение для украинского бизнеса. Вместе с тем последнее вполне реально, если не придерживаться рыночных правил игры при ведении бизнеса, не заботиться о цивилизованном диалоге между бизнесом и властью, игнорировать европейские нормы и стандарты при осуществлении операций по импорту или экспорту товаров/услуг.
Так, в частности, условием установления зоны свободной торговли (между ЕС и Украиной) было то, что таможенные тарифы, которые уплачиваются при продаже товаров между Украиной и ЕС, в большинстве случаев постепенно снизятся до нуля. Впрочем, если вернуться к реальности, мы имеем весьма интересные показатели, которые сохраняют неоднозначные выводы для темы экономического развития Украины. Например, впервые с 2013 года начал расти украинский экспорт в ЕС. Темпы роста пока не очень большие – 3,7%. Впрочем, регион ЕС оказался единственным, где украинский экспорт показывает позитивную динамику. Кроме того, за 2016 год доля ЕС в структуре украинского экспорта снова выросла.
Читайте также: Евросоюз предоставил Украине торговые льготы
Если сказать больше основываясь на реальных показателях. Соответственно, есть полная статистика за 9 месяцев и пока не детализированная – по товарам за 11 месяцев. Годовые результаты в цифрах будут примерно в конце февраля 2017 года. Впрочем, даже за 11 месяцев (март 2016 – январь 2017) экспорт товаров в страны ЕС увеличился на 3,1% (или на 372,3 млн долл.) И в целом составляет 12,201 млрд долл., а товарооборот вырос на 6,3%.
По предварительным данным, 9 месяцев, в 2016 году ЕС является главным торговым партнером Украины. В цифрах это можно увидеть так:
1) 39,8% доля ЕС в торговле товарами и услугами;
2) 84% продукции легкой промышленности поставляется в ЕС;
3) более 50% продукции переработки древесины поставляется в ЕС;
4) почти 50% продукции машиностроения поставляется в ЕС.
В результате можем говорить, что государственная политика в сфере торговли все же должна быть более справедливой, не только способствовать выходу украинских компаний с Востока и Юга на рынки ЕС, но и поддерживать частный бизнес из западного, северного и центрального регионов страны. Далее, возможно стоит начать с выхода из "польской экономической зоны комфорта". Безусловно, нужно расширять географию продаж и анализ возможностей других рынков. Этим нужно начать заниматься, как говорят среди людей, – "еще вчера". Ведь для большинства компаний из Украины выход на западные европейские рынки сбыта товаров и услуг проблематичен. Где искать выход? Для начала в активизации адекватной внешней политики Украины. Политические критики отмечают, что все 25 лет украинские правительства занимались торговлей векторами и динамиками внешней политики. Впрочем, я соглашусь с тезисами, что сегодня время заниматься стратегическим планированием и целостным, а не фрагментарным видением мира, места Украины в нем.
Вполне реальными являются предложения о партнерских взаимоотношениях с НАТО и осторожная дипломатия и некапитуляционная торговля с Россией. Соответственно, нужно готовиться достаточно жестко реагировать на любое экономическое давление России на Украину. А все спорные вопросы переводить в рамки ВТО и, условно говоря, стокгольмского арбитража. И, наконец наша страна должна определиться со своими приоритетными векторами внешней политики и условиями, в которых не пойдет на уступки, из-за ликвидности для собственного национального интереса.
Лаконичное послесловие
Для отечественной экономической системы ЗСТ не была, не является и не будет полноценным "спасательным кругом". От полного коллапса убережет только, во-первых, системная антикоррупционная государственная политика; во-вторых, отказ от логики и практики симпатизирования власти отдельным, "своим"/"партнерским" олигархам и создания возможности обогащения своих бизнес-сред, к которым имеют отношение; в-третьих, всеобъемлющее обеспечение зарубежных инвестиций в государство при условии создания возможности бюрократического фактора для ведения бизнеса, но в то же время при достаточно требовательной законодательной базе к зарубежному бизнесу, который получает временный доступ к ресурсам государства, в том числе человеческим.
Украина, по моему мнению, должна стать авторитетным примером в Восточной Европе, как страна, которая имеет достаточно взвешенную экономическую политику и стабильный политический курс. В то же время украинской власти уже сегодня нужно учиться коммуникации с мелким и средним бизнесом не только в контексте избирательных компаний и протестных возмущений, но и после выборов. В то же время, если мы допустим советскую риторику и противозаконную практику "экспроприации собственности буржуев и кулаков", такой алгоритм будет иметь следствием перенос мощностей не только отечественных, но и зарубежных корпораций за пределы Украины и увеличение количества безработных высококвалифицированных граждан.
Соответственно, надеюсь, что во внешней политике государства, особенно его экономическом сегменте и деятельности правительства и власти в целом победит здравый смысл и приоритет национального интереса. Впрочем, украинскому бизнесу и власти нужно научиться, с одной стороны, работать и зарабатывать в условиях жесткой конкуренции и, с другой стороны, обеспечивать оптимальные условия для притока внутренних и внешних инвестиций.
Автор: Тимур Чмерук
Читайте также: Что означает для Украины расширение квот на европейском рынке: мнение эксперта