Разобраться с хитростями и методами мошенников сайту "24" помог директор Украинской межбанковской Ассоциации членов платежных систем Александр Карпов, он предоставил и полезные практические рекомендации для владельцев карточек.
Общие советы
Пользователь платежной карты, получая ее в банке, должен обязательно согласовать форму взаимоинформирования. Согласно закону о платежных системах банк в порядке, согласованном с владельцем карточки, должен информировать его о каждой операции. Практически это можно сделать с помощью смс. Поэтому плохо, если вы часто меняете номер телефона. Не говоря уже о том, что не стоит экономить 5-10 гривен на смс-информирование и рисковать своими средствами.
Если же с подключением смс-информирования у вас все в порядке, то не забывайте реагировать на любую непонятную активность. Александр Карпов советует: если даже смс о каком-то движении средств по вашей карточке приходит поздно вечером или даже ночью – не медлите, звоните на горячую линию банка и выясняйте, что происходит, и блокируйте карту, если была попытка мошенничества.
Читайте также: Микрокредит: что это и зачем
Еще один полезный инструмент – установление лимитов на снятие наличных, операции в торговой сети, интернет-оплату и тому подобное. Некоторые пользователи карточек считают это определенной формой контроля над средствами со стороны банка. На самом деле, это не так: в соответствии с законом банки должны проводить мониторинг операций, и если обстоятельства использования карточек вызывают подозрения в мошенничестве, банк может устанавливать лимит собственноручно и даже блокировать карточку.
Поэтому, например, если вы никогда не используете карту для оплаты в Интернете, или для операций за рубежом – заблокируйте эту возможность, и уже ни один мошенник ею не воспользуется. Если же вам надо будет разово использовать опцию – вы просто звоните в банк и сообщаете, что планируете осуществить такую операцию в определенный период времени. Так же по лимиту – установите максимум на 300-500 гривен или другую удобную сумму. Если надо будет перечислить больше – просто сообщите банк и попросите пропустить такую операцию. Таким образом вы обезопасите себя, и даже если мошенники получат доступ к реквизитам вашей карты – воспользоваться средствами они не смогут, потому что банк просто не пропустит такую операцию.
Эти простые советы на 90% обеспечат защиту ваших денег на карточке.
Далее – о самых распространенных ситуациях, которыми активно пользуются мошенники, и как от них уберечься.
1. Банкоматы
Чтобы воспользоваться вашей карточкой, правонарушители должны получить пин-код и скопировать информацию с магнитной ленты карты. Делают это разными методами. Чаще всего устанавливают видеокамеру и записывают, как вы вводите пин-код. Чтобы нарушить это "идеальное" преступление – просто прикрывайте свободной рукой (или шляпой, например) момент введения пин-кода. И даже если они получат доступ к магнитной ленте карты – без пин-кода задача для них значительно усложняется, или даже становится невозможной.
2. Захват наличных
Еще одна распространенная схема, масштаб действия которой, по данным Александра Карпова, вырос за последний год в 10 раз – это так называемый захват средств в банкомате. Мошенники крепят в отверстие для наличных металлическую пластину с наклеенным на нее двусторонним скотчем. В момент, когда вы снимаете деньги, купюры просто приклеиваются и наружу не выходят. Если такое произошло, советует эксперт, попробуйте выяснить, есть ли там такая пластина и оторвать ее. Не волнуйтесь, если ее там нет, то ни одну деталь банкомата вам оторвать не удастся, даже если вы мастер спорта.
Если никакой пластины нет, но деньги из отверстия для наличности не выходят – звоните в банк, которому принадлежит банкомат, обычно на нем указан телефон "горячей линии". (Если же банкомат без каких-либо опознавательных знаков – им лучше вообще не пользоваться). При этом требуйте, чтобы сотрудник банка представился вам. А уже потом свяжитесь со своим банком, сообщите о ситуации и о том, в какой банк звонили и кто именно принял вашу заявку – пусть они между собой выясняют, кто виноват, и возвращают ваши деньги.
3. Телефонные мошенничества
В СМИ и соцсетях описаны чуть ли не сотни случаев, когда звонят неизвестные люди, называются продавцом, сотрудником банка, Пенсионного фонда, СБУ, киберполиции и т.д., и пытаются получить у человека номер карты, месяц и год ее действия, проверочные цифры с обратной стороны карты. Эксперт подчеркивает – ни в коем случае не давайте эти реквизиты, никому. Если у вас просят срок действия карты и проверочные цифры – это 100% мошенники. Для перевода средств на карту, если вы что-то продаете – покупателю достаточно знать ее номер. Все. Сотрудники банка также могут максимум спросить номер карточки и получить подтверждение от вас по какой-то операции, но инициированной именно вами.
Если вы по каким-то эмоциональным причинам предоставили информацию о данных вашей карты, а потом поняли, что вас обманули – немедленно звоните в банк и блокируйте карту (именно в таких случаях очень помогут установленные лимиты).
4. Электронная почта
Если вы получили письмо по электронной почте, которое радует вас выигрышем путевки, телефона, или супервыгодным предложением для приобретения чего-либо, можно на 99% быть уверенным, что та ссылка, по которой вам предлагают перейти, ненастоящая и мошенническая. Такие сайты специалисты называют фишинговыми (об этой махинации много написано в Интернете). Они выглядят как обычный сайт, но после введения реквизитов оплата не проходит, система выдает какую-то ошибку. В таком случае тоже сразу звоните в банк, выясняйте, это действительно сбой системы или мошенничество, и при необходимости блокируйте карту.
Более того, даже документы Word или Excel, которые отправляют в таких письмах, могут иметь вирус, который устанавливается на ваш компьютер и отслеживает вашу активность в интернет-банкинге: как только вы вводите платежные реквизиты, вирус отправляет эту информацию мошеннику.
Поэтому не верьте дешевым предложениям и разного рода акциям, и тем более не спешите сразу перечислять какие-то деньги.
5. Интернет-реклама
Похожая схема и с рекламными баннерами в Интернете вроде: пополнить счет, перевести средства без комиссии и тому подобное. Происходит то же, что и в случае фишинговых сайтов – они просто фиксируют ваши данные по карте.
Эксперт советует осуществлять все регулярные оплаты (пополнение мобильного телефона, коммунальные платежи) только в проверенных платежных системах.
6. Кассиры-мошенники
При оплате вами товаров в торговой сети или в ресторане при оплате счета недобросовестные кассиры-официанты могут "провернуть" схему с фиксацией данных вашей карты. Например, сфотографировать или снять на видео момент ввода пин-кода, а также номер карты, срок действия и т. Поэтому будьте внимательны на предмет такой активности кассира, в ресторанах и кафе не теряйте карточку из поля зрения, требуйте принести платежный терминал к вам – это нормальная современная практика. Если заподозрили, что продавец или официант зафиксировал данные вашей карты – зовите охрану и полицию (с их помощью телефон злоумышленника будет легко проверить на наличие там видео или фото с вашей картой).
Напоследок, еще один совет – иметь несколько платежных карт. Ведь они обычно привязаны к единому счету и служат своеобразными ключами – если блокируете по каким-то причинам одну, то другой можете пользоваться и не терять доступ к своему счету.
И пусть мошенники обходят стороной вас и ваши деньги.
Читайте также: Права потребителей: об этом должен знать каждый