По количеству авиационного парка, несмотря на потери в Украине, ВВС России продолжают удерживать статус вторых после США. Однако на вооружении России в основном старые самолеты, в том числе модернизированные МиГ-31К. 24 Канал анализирует, чем опасны эти истребители для Украины.

Смотрите также Гиперзвуковые ракеты "Кинжал": сколько их в России и можно ли их обуздать

кинджал особливості ракети
Что известно о ракетах "Кинжал" / Инфографика 24 Канала

Максимальная скорость "Кинжала" – 10 махов, то есть примерно до 12 000 километров в час. Они опасны тем, что могут маневрировать на траектории полета.

Иногда воздушные тревоги, связанные с МиГ-31К, бывают непродолжительными. В Воздушных силах объясняли, что тогда россияне поднимают эти самолеты для тренировочных полетов.

Например, 8 мая произошел взлет МиГ-31К с аэродрома "Саваслейка" в России. МиГ-31К могут также сопровождать еще и истребители Су-30СМ.

Также парк самолетов, который Россия держит в Беларуси, так или иначе нуждается в регламентных работах. Проводить их оккупанты могут именно на территории России.

  • До недавнего времени Украина не имела средств бороться с гиперзвуковыми ракетами типа "Кинжал". Но ситуация изменилась после того, как партнеры в апреле 2023 года передали Украине ЗРК Patriot.
  • В ночь на 4 мая над Киевом впервые была сбита российская ракета "Кинжал" благодаря ЗРК Patriot. В Воздушных силах отметили, что россияне, к сожалению, рано узнали о способности Украины сбивать этот тип ракет.
  • Кроме того, спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат подчеркнул, что не стоит сильно радоваться. Дело в том, что Украине все равно нужно иметь больше систем ПВО, чтобы противостоять атакам России.
  • Такие ракеты, как "Кинжал", можно сбивать исключительно в автоматическом режиме. Помимо ЗРК Patriot, потенциально эти ракеты может сбивать система FSAF SAMP/T, которую тоже должна получить Украина.
  • Вместе с тем, на Западе считают, сбивание российского "Кинжала" благодаря ЗРК Patriot поставил под сомнение возможности нового поколения вооружения России.
  • Кремлевская пропаганда рекламировала "Кинжал" как ракету, у которой нет аналогов. Но теперь "Кинжал" может оказаться не столь маневренным или быстрым, когда приближается к цели.

Падение МиГ-31 в Мурманской области: смотрите видео

Пилоты самолета успели катапультироваться и, как утверждают российские СМИ, выжили. Чего не скажешь об истребителе – его обломки разбросаны на поверхности озера, а часть из них стала подводным российским аэрофлотом.

Также российские СМИ со ссылкой на источники в силовых структурах рассказали о причинах аварии. Предварительно во время выполнения планового полета загорелся один из двигателей. Затем самолет упал в озеро.

В начале 2021 года ВВС России насчитывали 131 перехватчик МиГ-31. Это советский двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего действия. МиГ-31К – это модификация с возможностью подвеса ракеты "Кинжал".

Число российской авиации пугает, однако ресурсы значительной части самолетов оккупантов иссякли. Причина в том, что самолеты унаследованы со времен бывшего Советского Союза, прекратившего существовать в 1991 году.

Выпуск МиГ-31 закончился в 1994 году. Эти самолеты модернизируются до вариантов МиГ-31БМ или МиГ-31К. Большинство из этих них служит более 30 лет и возможности их дальнейшей эксплуатации исчерпаны. Потенциально на замену этим самолетам должен прийти МиГ-41.

О том, что МиГ-31 уже устаревший самолет, говорит немало катастроф и аварий. В 2022 году произошло по меньшей мере 5 таких инцидентов:

  • 29 января 2022 года в Новгородской области МиГ-31 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился;
  • 8 апреля 2022 года в Ленинградской области МиГ-31 разбился, экипаж катапультировался;
  • 1 октября 2022 года на аэродроме "Бельбек" в оккупированном Крыму МиГ-31К во время взлета выкатился со взлетно-посадочной полосы и взорвался;
  • 2 декабря 2022 года в Приморском крае МиГ-31 во время тренировочного полета разбился, пилоты катапультировались;
  • 25 декабря 2022 года в Беларуси произошло загорание двигателя на одном из МиГ-31К.

Смотрите видео, как горел МиГ-31 в Приморском крае

Еще один подобный случай произошел в январе 2023 года. Во время полета российского истребителя МиГ-31К вблизи Минска произошел "взрыв", который зафиксировали местные жители, проживающие недалеко от военного аэродрома.

Украинский военный портал Defence Express, анализируя российские самолеты, писал, что у России есть около 20 МиГ-31К. В то же время у врага всего три экипажа, которые способны применять ракеты "Кинжал" на Миг-31К

В ноябре 2022 года британская разведка подтвердила размещение под Минском МиГ-31К с ракетами "Кинжал". Об этом свидетельствует спутниковый снимок авиабазы от 17 октября, на котором видны контейнеры от этих ракет рядом со стоянкой, на которой идентифицированы два МиГ-31.

Согласно спутниковым фото от Planet Labs, по состоянию на 1 ноября 2022 года на белорусском аэродроме Мачулищи возле Минска стояли минимум 3 самолета МиГ-31К на открытой стоянке.

Рядом с этими самолетами была расположена минимум одна гиперзвуковая ракета "Кинжал", выкрашенная в белый цвет.


МиГ-31К с "Кинжалом" в Мачулищах, 1 ноября 2022 года / Фото Planet Labs

В то же время норвежское издание Faktisk сообщало, что впервые МиГ-31К на аэродроме Мачулищи были замечены 18 октября 2022 года.

На снимке зафиксированы три самолета этого типа, и тоже на открытой стоянке, разве что кабины прикрыты брезентовым тентом.

МиГ-31 – был первым советским истребителем 4 поколения. Как пишет Defence Express, первоначально МиГ-31 предназначался для перехвата крылатых ракет и других сложных воздушных целей. У самолета отличительные характеристики:

  • скорость до 3 400 километров в час,
  • потолок 20 километров,
  • радиус действия 720 километров,
  • вес 46,75 тонны.

К примеру, ни один истребитель, который есть у Украины, не способен развивать такую скорость.

Различные модификации МиГ-31 использовались в качестве носителей перспективных вооружений и даже для вывода на орбиту спутников. В начале 2010-х годов обсуждался вопрос о прекращении эксплуатации МиГ-31, но было решено оставить самолет как модернизированный перехватчик МиГ-31БМ, а позже – модифицировать в МиГ-31К.

В обзоре Defence Express говорится, что в первой версии с ГР "Кинжал" МиГ-31К на самолет вместо РЛС установили новую систему связи и целеуказания.

Из-за размеров и веса ракеты изменился центр тяжести самолета. Это требовало переобучения пилотов. До сих пор применять ГР "Кинжал" могли только высококвалифицированные экипажи – это требовало очень точно выдерживать скоростной режим и траекторию полета.

Фактически модифицированный МиГ-31К выполняет функцию "1-й ступени" ракеты. Он разгоняется и набирает большую высоту, после чего производит пуск. Система указания позволяет вводить полетную задачу прямо с борта самолета.

Модернизированный МиГ-31К – основной носитель российского гиперзвукового авиационного ракетного комплекса Х-47м2 "Кинжал". Впервые о МиГ-31К, как о носителях новых ракет "Кинжал", сообщил Владимир Путин в послании Федеральному собранию в 2018 году.


МиГ-31К с "Кинжалом" / Фото с росСМИ

Также самолет является носителем ракет большой дальности класса "воздух – воздух" Р-37М, которую считают авиационной ракетой с одной из самых больших дальностей поражения. Ракета развивает максимальную скорость до 6М и способна поражать цели на дальности до 300 километров.

Количество МиГ-31К в России оценивается как незначительное по сравнению с более сотней "линейных" МиГ-31. МиГ-31 в качестве обычного перехватчика довольно опасна машина из-за наличия мощного радиолокационного оборудования.

Defence Express отмечает, что реальную угрозу ракеты "Кинжал" начнут представлять только тогда, когда их можно будет пускать с самолетов МиГ-31И, а не МиГ-31К. Однако угрозу ни в коем случае не следует отбрасывать.

Но есть одно "но". Истребители МиГ-31К действительно опасны, учитывая, что могут переносить "Кинжалы". Правда россияне в своих стремлениях испугать украинцев совершенно не понимают, что их методы убогие.

Так, выложили в сеть ролик, на котором показали якобы боевую работу ракетоносителя. Казалось бы, обычный полет. Можем расходиться. Но на нем нам как раз показали ракеты, которые под своими крыльями держит этот МиГ-31К. И здесь интересны несколько моментов:

  • надпись маркером на скорую руку "Zа Брянщину" и "Zа Донбасс";
  • само состояние ракеты.

Оккупанты угрожают ржавыми ракетами: смотрите видео

Можно увидеть, что ее крылья полностью покрыты ржавчиной. Мы бы, конечно же, пошутили, что враг использует ржавые ведра, но не в этом случае. Следует понимать, что такие ракеты не менее опасны. Более того, они могут быть еще более непредсказуемы в траектории полета, если конструкция в полете начнет рассыпаться.

Напрашивается один четкий вывод. Оккупанты не прекращают использовать МиГ-31К, в том числе для устрашения. Но они так спешат, что материалы, цель которых посеять среди украинцев страх, вызывает только смех. Ведь они еще раз продемонстрировали, что действительно является "второй армией мира", но с конца.

В начале апреля 2023 года Россия забрала из Беларуси свои самолеты МиГ-31К, которые в количестве трех единиц базировались под Минском на авиабазе Мачулищи.

Оккупанты перебросили самолеты на территорию России. Представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат подчеркнул, что россияне уже не впервые забирают свои МиГи с территории Беларуси. Аналогичный шаг Россия предпринимала в конце 2022 года.

Игнат объяснил, что когда из Беларуси улетают несколько расположенных там МиГов, это может быть ротация или определенные технические моменты.

По словам Игната, вероятно, им нужны регламентные работы, ведь техника должна обслуживаться не только на стоянке.

Показываем аэродром "Саваслейка" на карте