16 декабря прошлого года правозащитники и секс-работницы устроили пикетирование Министерства внутренних дел с требованием легализовать добровольную секс-работу. При этом они признают: сегодня украинское общество не готово к легализации проституции как бизнеса. Но и позволять полиции и депутатам диктовать, как должна работать этот "бизнес", и "крышевать" его – не хотят.

Закончилось пикетирование тем, что участники договорились и в дальнейшем объединять усилия, и все-таки добиться того, чтобы отменить наказание за секс-работу, рассказала в комментарии сайту "24" руководитель Всеукраинской благотворительной организации "Легалайф-Украина" Наталья Исаева. Самое печальное, по словам активистки, что бороться за права секс-работниц приходится не с обществом – тем самым, которое не готово – а с правоохранителями.

Корень зла

Сами секс-работницы убеждены: существование административной ответственности за "проституцию" (ст. 181.1 Кодекса об административных правонарушениях) ничем не обоснованное, ведь секс-работа не представляет общественной опасности. В свою очередь, эта норма загоняет секс-работниц в "подполье", где они подвергаются насилию, дискриминации и стигматизации как со стороны клиентов, так и со стороны правоохранителей.

Активисты подчеркивают: речь идет о добровольном занятия таким видом заработка, на который по разным причинам идут совершеннолетние дееспособные лица. В то же время, как отмечает Наталья Исаева, за детскую проституцию и принуждение к секс-работе предстоит еще большая ответственность, чем сейчас. Но это уже другая история.

Правозащитники, которые регулярно мониторят работу полиции, утверждают нынешняя борьба с секс-бизнесом направлена не против торговли людьми или втягивания в проституцию, а против женщин, которые становятся для правоохранителей легкой добычей.

Навешивание на нас, секс-работников, протоколов и преследования за добровольную секс-работу загоняют нас в тень, дает возможность полиции "крышевать" секс-бизнес, совершать насилие, требовать с нас деньги, шантажировать раскрытием наших данных. Мы становимся уязвимыми, нас дискриминируют как представители государства, так и врачи, и общество в целом. Мы, секс-работники, хотим иметь равные права, доступ к медицинским услугам, свободно распоряжаться своей жизнью, здоровьем, без насилия,
– объяснила Исаева.

Полицейская статистика

В ответ на запрос сайта "24" по выявлению фактов занятия проституцией, в Нацполиции сообщили: за 11 месяцев 2016 было обнаружено 1750 административных правонарушений по той же статье 181-1 КоАП, выявлено 1283 лиц, совершивших административные правонарушения. В то же время, в 2015 году таких правонарушений было 3843 (и 2137 человек), а за 2014 соответственно 5790 правонарушений и 3010 человек.

На уточняющий вопрос: "сколько человек привлечены к ответственности и за какие именно нарушения и в какую сумму оценивается оборот средств в этом "бизнесе"?" ответа мы не получили, поскольку отчетностью Департамента информационной поддержки и координации полиции "102" (который, собственно, и дал ответ) это не предусмотрено.

А значит, возникает логичный вопрос: или это действительно случаев предоставления платных секс-услуг стало меньше, или полиция стала меньше их ловить?

Как отметила Наталья Исаева, картинка, которую показывают по телевизору, когда "накрывают" дежурный "секс-притон", так картинкой и остается.

Ведь никто не отслеживает, действительно ли молодых людей, что в кадре лежат вниз лицом, привлекают к ответственности. А на самом деле отвечать перед законом приходится именно секс-работницам, которые по-честному должны идти как жертвы незаконного организованного секс-бизнеса,
– подчеркнула она.

Что делать?

Главная инициатива правозащитников и активистов: внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях и отменить статью 181-1, которая предусматривает наказание за секс-работу.

Вопрос декриминализации секс-работы – это вопрос общественного здоровья, считает менеджер программы "Общественное здоровье" Международного фонда "Возрождение" Елена Кучерук.

Поскольку любые репрессивные практики полиции или унижения, с которыми женщины порой сталкиваются в кабинете врача, ограничивают, в том числе, доступ к медицинским и социальным услугам для работниц секс-бизнеса. Это приводит к тому, что работа продолжается "в подполье", без доступа к медицинской помощи, регулярных обследований и медосмотра,
– подчеркнула она.

Результаты исследования Amnesty International, проведенного в нескольких странах мира, также свидетельствуют, что декриминализация – лучший путь, которым может пойти государство для защиты секс-работников от нарушения их прав.

Сегодня мы имеем убедительные доказательства того, что система преследования секс-работников не работает. Наличие наказание за секс-работу почти не влияет на масштабы этого явления, однако она сильно влияет на жизнь тех людей, которые задействованы в секс-работе. Если мы хотим уменьшить масштабы секс-бизнеса, мы должны помочь секс-работникам восстановить их права, дать им возможность учиться, получать социальные услуги и работать на более безопасных работах,
– уточнила представительница Центра информации о правах человека Маргарита Тарасова.

Правозащитники констатируют: преступления против секс-работников остаются без должного расследования, что позволяет их обидчикам продолжать совершать насилие безнаказанно. Директор Amnesty International в Украине Оксана Покальчук отметила: люди, предоставляющих сексуальные услуги, становятся жертвами насилия, избиения, незаконных арестов, не могут даже пожаловаться на это, а их дела не расследуются. И единственная эффективная форма защиты прав секс-работниц – отменить ответственность за секс-работу.

Действующая законодательная ответственность

Для справки: собственно статья 181-1 кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) предусматривает, что занятия проституцией влечет предупреждение или наложение штрафа от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 85 до 170 гривен, а повторное в течение года – от восьми до пятнадцати необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 136 до 255 гривен.

За создание или содержание мест разврата, а также сводничество для разврата (ст. 302 Уголовного кодекса Украины), сутенерство (ст. 303 УК), если вы получаете деньги за сводничество клиента и подруги, которая также предоставляет секс-услуги за деньги, или предоставляете им свое место жительства за оплату для "встречи" – такие действия подпадают под признаки уголовного преступления и наказываются штрафом до 850 гривен (пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан) или ограничением свободы на срок до двух лет. Если такие занятия систематические, или совершенные организованной группой – за них могут привлечь к уголовной ответственности и наказать вплоть до лишения свободы до пяти лет.

Еще строже наказание за занятие сутенерством или вовлечение лица в занятие проституцией, принуждение его к занятию проституцией с использованием обмана, шантажа или уязвимого состояния этого лица, или с применением или угрозой применения насилия – за это преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет. Если эти действия совершаются организованной группой или в отношении несовершеннолетнего, то наказанием может быть лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Где "воз"?

Именно к отмене первого пункта ответственности стремятся активисты. Чтобы человек, который выбирает, сознательно и добровольно, такой способ заработка, мог не бояться шантажа со стороны правоохранителей и давления от посредников-сутенеров.

По словам Натальи Исаевой, юристами правозащитных организаций был разработан законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и отмены статьи 181-1. Для внесения его в Раду активисты обратились к нардепу Андрею Немировскому.

Пока законопроект в Раду не внесен. Возможно, есть какие-то препятствия. Или недостаточно политической воли,
– уточнила Исаева.

Сам Немировский на вопрос сайта "24" о дальнейшей судьбе этого проекта ответил, что на самом деле не все так просто, и декриминализация невозможна без легализации.

Введение декриминализации секс-услуг в Украине должно состояться с учетом общественного мнения, взвешенно и одновременно с ее легализацией, в соответствии с которой будут введены, в частности: ограничения по возрасту для лиц, которые будут оказывать такие услуги, мест предоставления, медицинской защиты клиентов и секс-работников, ограничения рекламы и других аспектов, касающихся легализации этой сферы услуг,
— подытожил Немировский.

Набираемся терпения. Кажется, "этот дождь надолго", как пелось в песне. Так же, как и наведение порядка в игорном бизнесе.

Все фото: Facebook-страница "Центр информации о правах человека"

Читайте также: Легализовать все: игорный бизнес и "казино внутренних дел"