Польза, которую получила Русь от христианства, уже десять веков как стала доказанной теоремой. Нас приняли в тогдашней "Евросоюз", и этим многое сказано. Трезвый политический расчет обусловил насильственное "счастье" киевлян, у которых грубо отобрали старых богов. Это впоследствии понятие "христианский" стало восприниматься как синоним величайшей добродетели. А 1020 лет тому назад "экзит-пол", проведенный на выходе из реки Почайны, показал бы далеко не радужное отношение горожан к принудительному крещению. Ведь язычество тоже имело свои преимущества – по крайней мере, в глазах его адептов. Сегодня мы говорим о том, как сейчас выглядят места языческого и окрещенного Киева.

Читайте также: Годовщина крещения Киевской Руси-Украины: программа мероприятий и схема движения транспорта в Киеве

1. Капище Кия и "Перунов холм"

Древнейшее языческое капище, найденное в Киеве, датируют серединой V-VI веков. Находилось оно в так называемом "городе Кия" на Старокиевской горе. (Для лучшей ориентации: на этом же пятачке сейчас находится исторический музей, а через улицу высится Андреевская церковь. С музеем соседствуют начатые и незавершенные раскопки Десятинной церкви. Завершает композицию грубая часовня, которую православная церковь Московского патриархата установила между церковью и музеем).


В месте, где сегодня расположен исторический музей, вероятно, находилось первое языческое капище в Киеве

Когда-то полулегендарный Кий возводил на Старокиевской горе укрепления, окружавшие маленький городок. В центре городища находилось сооружение, выложенное из различных каменных пород и скрепленное глиняным раствором. Известный ученый Викентий Хвойка, который в 1908 году первым взялся за изучение сооружения, определил его как капище, на которое киевляне возлагали жертвоприношения и возле которого устраивали забавы для прославления своих богов.

Об этом капище известно немного. Разве что то, что было оно и во времена Олега, Игоря, Святослава. После смерти Святослава киевским князем становится его сын Ярополк, который в 980 году, захватив Киев, прогоняет Владимир. В том же году Владимир обустраивает пышный пантеон: он приказывает сделать большие деревянные идолы богов, наиболее уважаемых у разных славянских племен: Перуна, Даждьбога, Хорса, Стрибога, Семаргла и богини Мокошь. Фигура верховного бога, Перуна, роскошно украшена: у него была серебряная голова и золотые усы.

Читайте также: Правоохранители перекрыли центр Киева на два дня

Своих богов Владимир размещает не на капище Кия, а в другом месте. Пантеон он выносит за пределы княжеского двора – на "Перунов холм". Позже на месте разрушенного пантеона построят Васильковскую церковь (мы расскажем о ней ниже). Сейчас на "Перуновом холме" располагается здание Министерства иностранных дел, а чуть в сторону от него – станция фуникулера. Иван Иванцов отмечает, что местоположение пантеона является не случайным. Во-первых, идолов на холме было видно издалека – их замечали корабли, плывущие по Днепру. Во-вторых, пишет он, вынесение богов за пределы княжеского двора превращало капище, которое до сих пор было словно домашним, в молельню всего государства.


"Перунов холм". Землю, на которой высится здание Министерства иностранных дел, когда-то называли именно так

Отдельно от остальных богов, на Подоле, имел капище "скотий бог" Велес (Волос). Точное место нахождения его неизвестно. По легенде, на месте капища затем появилась церковь святого Власия. Вдоль нее, как когда-то мимо фигуры Велеса, киевляне прогоняли скот на пастбище. Церковь не сохранилась, а на этом месте теперь пролегает улица Волошская.

2. Первая христианская церковь – Ильинская

В начале Х века часть киевлян исповедовала христианство. В 945 году в городе была возведена первая христианская церковь святого Ильи. По некоторым данным, она была деревянной, хотя Петр Толочко, основываясь на найденных кирпичах, которые датированы Х веком, предполагает, что для строительства Ильинской церкви могли использовать и кирпич. Он отмечает, что ее появление на языческий Руси означало толерантность к иностранным купцам, которые исповедовали христианство.

Читайте также: Как украинцы отмечают День Крещения Киевской Руси

Интересно, что при заключении мирного договора с греками посланцы князя Игоря присягали двумя способами: язычники клялись оружием и Перуном, а христиане присягали в церкви. Сам Игорь в Киеве клялся Перуном, то же самое в 971 году делал и Святослав.


Ильинская церковь на улице Почайнинской

Дальнейшая судьба церкви святого Ильи не совсем понятна. Этот храм почему-то не упоминает в своих детальных исследованиях киевский губернатор Иван Фундуклей – большой знаток столичной старины. Известно, что на месте первой церкви святого Ильи в 1692 году была построена другая. Это сооружение по плану повторяет свою предшественницу. В XVIII веке к церкви пристроили небольшую колокольню. Ильинская церковь сохранилась и поныне, размещена она на улице Почайнинской.

3. Боричев спуск и Боричев Ток

В 988 году князь Владимир, отказавшись от намерения объединить Русь под языческими знаменами, начинает насаждать христианство так же упорно, как восемь лет до этого он пропагандировал старую веру. Капище на "Перуновом холме" Владимир уничтожает, а идолов приказывает сбросить в воду. Перуна связывают веревками и тянут по Боричеву спуску вниз – к устью реки Почайны.

Сейчас по Боричеву спуску проходит трасса фуникулера, а десять с лишним веков назад у его подножия останавливались древлянские послы – те самые, над которыми, по легенде, так жестоко поиздевалась княгиня Ольга. Еще в XVII веке Боричев спуск был просто дорогой, которая соединяла Подол с Верхним Городом.


Боричев спуск. Теперь здесь трасса фуникулера

Недалеко от Боричевого спуска проходит улица Боричев Ток – очень древняя, с интересной историей и этимологией. Киевовед Василий Галайба предполагает, что ее название могло возникнуть от урочища "Борич", которое было на этом месте, или от горы "Борич" (сейчас – Андреевская гора). В летописях упоминается также воевода Борич, отмечает Галайба. Понятие же "ток" означает место для обмолота хлеба или же поток. В нынешних границах улица Боричев Ток сформировалась в начале XIX века – после подольского пожара 1811 года.

4. Вторая христианская церковь – Васильевская

После возвращения из Корсуня, где крещенный князь Владимир принял имя Василий, киевский глава строит храм на "Перуновом холме", на месте уничтоженного пантеона. На этот раз возведение христианской церкви является знаковым событием и сознательным поступком, в отличие от построения храма святого Ильи – дипломатической уступки иностранцам.

Деревянная Васильевская (а впоследствии – Трехсвятительская церковь) была возведена в 988 году. В 1184 году князь Святослав Всеволодович построил на ее месте каменный храм. Рядом с ним размещается Трехсвятительский мужской монастырь, упоминаемый в летописях за 1231 год. Вскоре после этого церковь разрушили орды Батыя. В 1640-м ее развалины исследовал французский инженер Боплан, а митрополит Петр Могила приложил усилия для ее восстановлению. Потому церковь называют то Трехсвятительской (1682), то Васильевской (1888).


Васильевская церковь, разрушенная в 1930-е годы

Прекратила свое существование Васильевская церковь в 1934-1935 годах. Советская власть принялась было строить Правительственный центр, одной из частей которого стало нынешнее здание МИД. Его брат-близнец должен был появиться на месте Михайловского монастыря, который тогда же взорвали. От церкви (как и от "Перунового холма") не осталось ничего, кроме разве что названия Трехсвятительской улицы, которая пролегает от Михайловской площади до Европейской.

Читайте также: Икону покровительницы украинских военных отправят в зону АТО

5. Река Почайна и Крещатый ручей

По приказу князя Владимира, киевлян крестили в реке Почайне. Хотя, по другим данным, это происходило непосредственно в Днепре. Лингвисты выводят название реки из праиндоевропейском корней, от слова "пот", которое означало влагу. Почайна была правым рукавом Днепра, в районе Вышгорода она отделялась от основного русла, дальше протекала по территории современной Оболони и в районе нынешней станции метро "Почтовая площадь" снова впадала в Днепр.

До XVII века Почайну от Днепра отделяла песчаная коса, по которой впоследствии начали рыть каналы. В результате косу размыло, а река заилилась, обмелела, и, в конце концов, ее поглотила река Днепр. Все, что осталось от Почайны сейчас – это ряд озер в ее верхнем течении, на Оболони. Озера из реки "нарезали" в наше время, когда в этом районе намывали территорию под жилой массив. Озера назвали Вербное, Иорданское, Кирилловское, Богатырское, Луговое, Опечень и Минское.


Река Почайна, где когда-то крестили киевлян. Нынешние "остатки" на киевской Оболони

Возвращаясь к крещению, отметим, что VIP-персон (детей князя Владимира) крестили отдельно от остальных – в Крещатом Яру (точнее, в ручье, который протекал по оврагу). Крещатым Яром называют местность от нынешней лестницы Владимирского спуска до памятника Крещению Руси (сам памятник построили на Набережном шоссе в 1802-1808 годах по проекту архитектора Меленского).

6. Выдубичи

Название киевской местности Выдубичи связано с трогательной легендой. Выкупанные в Почайне киевляне со слезами на глазах наблюдали за тем, как их верховного бога Перуна скатили по Боричеву спуску к реке, били дубинами и пытались утопить в воде. Увесистый идол не хотел тонуть и, вместо подчиниться политике Владимира, поплыл себе по течению. Бедные язычники брели за ним по берегу и умоляли: "Выдыбай, Боже".

"Выдыбал" Перун (то есть выплыл на мель) в районе Выдубичей, которые с тех пор так и называются. По преданию, первый киевский митрополит Михаил быстренько основал там церковь, чтобы язычники на радостях не превратили Выдубичи в место паломничества и не создали там себе новых "кумиров". Позднее (в 1070-1077 годах) князь Всеволод Ярославич основал там еще и монастырь, а также построил свою "летнюю резиденцию".

Хотя по другой версии, Выдубичи действительно происходят от глагола "выдыбать", но он никак не связан с драмой древних киевлян. В том месте, считают историки, была переправа через Днепр, где наши предки "выдыбали" на лодках. Что касается основания в Выдубичах еще одного центра христианства, то считается, что древний подземный монастырь находился там задолго до 988 года. Просто тогда монахи, мол, не афишировали своих религиозных симпатий.


Выдубичи. Свято-Михайловский монастырь

Монастырь в Выдубичах существует и сейчас. А его бесценные подземные сооружения находятся под угрозой уничтожения – из-за банальной для Киева активности застройщиков, которые удовлетворяют потребности новых "князей" в резиденциях.

7. Третья христианская церковь – Десятинная

Когда-то (точнее – в 989 году) Десятинную церковь закладывали как главный христианский храм. Первую годовщину Крещения Руси князь Владимир отмечал с размахом – закладкой новой церкви. А когда через семь лет ее открыли и торжественно освятили, "глава государства" устроил праздник и для бояр, и для "старцев градских". На содержание церкви он выделил десятую часть от своих доходов, откуда, собственно, и происходит название храма.


Десятинная церковь. Такой вид имело место ее расположения до 2005 года – начала раскопок и реконструкций

Владимир любил свой храм и заботился о нем. Согласно летописи, церковь была украшена иконами, крестами и драгоценностями, вывезенными князем из Корсуня. Пол был выложен мозаикой, стены украшены фресками. В украшении интерьера использовали мраморные колонны, различные плиты, карнизы. Все это, комментируют специалисты, должно было производить большое впечатление на неразвращенных роскошью язычников.

Как и Васильевскую церковь, Десятинную начал разрушать Батый, а добила окончательно – советская власть. В 2004 году церковь взялись "восстанавливать" с нуля. Сейчас строительство законсервировано.

Читайте также: Во Львове устроили арт-терапию для бойцов АТО, которые пережили плен