Архив
Курси валют
youtube @24
Loading...
google @24
RSS ЛЕНТА
Общий RSS

Топ новости

Видео новости

Бюджет-2017: последняя смета революции

19:02, 12 декабря 2016 2668 Читати новину українською
Бюджет-2017: что подготовило правительство
Бюджет-2017: что подготовило правительство / podrobnosti.ua

На следующей неделе Украина получит документ, который суммирует важный этап в ее истории. Кабинет Министров пытается заверить украинское общество, что разработанный им проект бюджета на 2017 год является, если не революционным, то первым в своем роде. А для самого общества эта смета может стать последней, отражающей изменения, импульс которым дала Революция достоинства.

Премьер-министр Владимир Гройсман неустанно напоминает, что впервые в украинской истории проект бюджета был представлен столь рано – в сентябре. Впервые за два года после Революции достоинства смета предусматривает повышение социальных стандартов так радикально – в два раза. Нынешний глава правительства, как и его предшественник в премьерском кресле, желает войти в историю в качестве чиновника-первопроходца.

Но презентация документа с высказываниями типа "я понимаю, как людям трудно жить", и собственно проект бюджета на 2017 год говорят скорее о намерениях премьера получить доверие электората.

Акценты правительства

Опубликованную в сентябре первую презентацию основных показателей потенциального финплана Украины на следующий год сопровождал слоган "Честный бюджет". Разработчики расшифровали выражение: "Это бюджет, в котором расходы подкреплены реальными доходами". За несколько дней в представлении проекта документа в Верховной Раде Владимир Гройсман расширил определение.

Для меня, как и для нашего правительства, является приоритетом вопрос честного бюджета за честный диалог, через абсолютно профессиональный подход. А не тот, который мы слышим от некоторых политиканов, которые пытаются превратить честный бюджет, честный подход и возможности для дискуссии на шоу покемонов,
– отметил премьер.

С тех пор глава правительства и его подчиненные до сегодня неизменно пользуются фразой "Честный бюджет". Очевидно, так теперешний Кабмин пытается дистанцироваться от имиджа "правительства камикадзе" команды Арсения Яценюка и его "политики затягивания поясов". Так нынешний премьер будто оправдывается за намерение вдвое повысить размер минимальной заработной платы – с 1600 гривен до 3200 гривен.

Кстати, именно на такой инициативе представители Кабмина больше акцентировали внимание. Этот аспект вызвал больше всего дискуссий в обсуждении государственной сметы на будущий год. Работники бюджетных учреждений и те, кто до сих пор получал минимальные выплаты, подобный шаг встретили одобрительно. Но для большого количества депутатов, экспертов и представителей малого и среднего бизнеса такой ход стал шоком.

Дело в том, что повышение минимальной зарплаты на 100% воспринимают как завершение периода тотальной экономии в Украине. Это значительное увеличение расходов, которое должно было означать, что экономика страны за прошлый год столь резко возросла. Но она едва демонстрирует восстановление, не достигнув состояния устойчивого роста.

Советник Президента Украины Лешек Бальцерович назвал это решение "вторым неприятным сюрпризом после продления моратория на продажу сельхозземель". Он пояснил, что повышение минимальной зарплаты на 100% правительство не обсуждал ни с советниками, ни с международными партнерами.

Это напоминает соревнования в популизме внутри самого правительства,
– резюмировал Бальцерович.

Правительство также акцентировало на еще одном показателе бюджета-2017. В документе заложено финансирование сектора безопасности и обороны на уровне 5,14% ВВП. Министерство обороны в следующем году получит на 6,8 миллионов гривен больше, чем в этом, МВД – на 3,4 миллиона, СБУ – на 700 тысяч. В условиях войны увеличения расходов в этом секторе не вызвало споров в обществе. Хотя после увольнения Хатии Деканоидзе, скандалов в МВД, трагических операций Национальной полиции и требований об отставке Авакова рост расходов именно на это ведомство вызовет все больше обсуждений.

Ксерокопия бюджета-2016

Постоянно повторяя, что "честный бюджет" значительно улучшает социальные стандарты и свидетельствует укрепление обороноспособности Украины, Владимир Гройсман пытался завоевать расположение общества. К коллегам в парламенте и экспертов он апеллировал, пользуясь иными цифрами. Для Кабмина Бюджет-2017 стал символом стабилизации украинской экономики. Защищая это утверждение, чиновники пользовались основными показателями документа: почти все они улучшились.

Рост ВВП Украины прогнозируют на уровне 3% к объемам прошлого года. В бюджете-2016 этот показатель составлял 2%. Также правительство хвастается, что в этом году разницу между доходами и расходами бюджета будет сокращено до 3% (в прошлом году было 3,7%). Фактически эта разница упадет с 83,7 до 77,5 миллиардов гривен.

Оптимистично смотрят с Грушевского и на показатели инфляции на будущий год. Если на 2016 год планировалось, что гривна девальвирует на 12% (фактически подешевела на 9,4%), то в 2017 году планируют падения валюты на уровне 8,1%.

Правительство было вынуждено увеличивать расходы и доходы на 15 миллиардов гривен из-за повышения минимальной зарплаты до 3200 гривен. Например, возрастет образовательная и медицинская субвенция местным бюджетам на 8 и 11 миллиардов соответственно, повысят зарплаты учителям и врачам. В то же время минимальные пенсии с первого января не изменятся – 1247 гривен. По данным Минсоцполитики, реальный прожиточный минимум сегодня близок именно к уровню 3200 гривен. Такой показатель заложен на 2017 год.

По мнению председателя Комитета экономистов Украины Андрея Новака, проект бюджета-2017 принципиально не отличается от финансового плана Украина на этот год.

Структурой доходной и расходной части бюджет 2017 года является ксерокопией нынешнего бюджета, как и прошлогоднего, и позапрошлогоднего. Правительство пошло очень простым путем: взяло бюджет этого года, добавило показатель реальной инфляции – так получился бюджет 2017 года,
– отметил он.

Эксперт Института социально-экономических исследований Антонина Дешко соглашается, что правительство, формируя государственную смету на следующий год, пользовалось подходами, которые использовали при подготовке нынешнего финансового документа. Но она обращает внимание на то, что в бюджете-2017 вырастут расходы на развитие. Это дает шанс на более интенсивное проведение реформ в сфере энергоэффективности, медицины, налогообложения и правосудия.

Нейтральные перспективы

Проект бюджета на следующий год не закладывает возможностей системных изменений экономики Украины. Но в Кабмине предусмотрели возможности увеличения доходов государства. С помощью повышения минимальной зарплаты правительство надеется решить сразу несколько собственных имиджевых и общественных проблем.

Во-первых, это возможность повысить соцстандарты до уровня реальных расходов после нескольких лет экономии. Таким образом Владимир Гройсман может выбить из рук оппонентов из "Батькивщины" и Радикальной партии аргумент о "нарастании финансового давления на население" или "тарифном геноциде". Во-вторых, в правительстве надеются, что рост социальных выплат улучшит покупательную способность населения. Это должно привести к увеличению доходов предпринимателей. Кабмин ожидает собрать больше по налогу на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость товаров, произведенных в Украине. В конце концов, в правительстве рассчитывают, что в частном секторе экономики почти никто не работает по зарплате ниже 3 тысяч гривен. Поэтому для повышения минимального уровня выплат может быть просто оптимизацией средств.

Андрей Новак считает, что повышение минимальной зарплаты вряд ли сработает как инструмент развития экономики Украины. Зато за этот шаг наша страна может заплатить большую цену.

Правительство оказалось в ситуации, когда размер социальных платежей стал неадекватным уровню цен. Но даже при таких условиях повышать социальные платежи надо постепенно, а не резко – в два раза. За месяц все государственные и частные организации должны перейти на минимальную зарплату в 3 200 гривен. Их доходы существенно не увеличились. Трудно представить себе бухгалтерию такой организации,
– убежден Новак.

Экономист считает, что повышение социальных выплат, как и содержание украинской экономики, будет осуществляться из трех источников: сокращение персонала, искусственная инфляция (когда НБУ будет увеличивать количество средств, включив печатный станок) и увеличение государственного долга. По мнению Новака, этого можно было бы избежать, если бы правительство не теряло времени для проведения реформ в управлении хозяйством.

Эксперты Института социально-экономических исследований понимают логику правительства в планировании развития украинской экономики на следующий год. Но они не уверены, что увеличение доходов населения приведет к увеличению получаемых налогов. Например, в этом году население может приобрести меньше товаров украинских производителей, хотя в Кабмине так надеются на обратное. В конце концов, государство сможет удержать бизнес от перевода налогов в тень в новых условиях лишь усилив фискальное давление на предпринимателей. А это будет означать возвращение к привычным практикам тотального контроля налоговиков.

Адаптация проекта бюджета-2017 к правительственной новации по минимальной заработной плате выдается неубедительной. Бюджетные расходы, особенно в первой половине года, могут быть поставлены под угрозу несрабатывания ожидаемых положительных эффектов. Это вызовет необходимость дополнительных заимствований или проблемы задержек выплат. Рост неопределенности уже сейчас усиливает турбулентность на рынке и побуждает бизнес и население к формированию "подушек безопасности",
– резюмировали эксперты Института в анализе проекта бюджета-2017.

Они надеются, что план Кабмина сработает, но признают, что на его выполнение будут влиять внешние факторы: уровень цен в мире, сотрудничество с международными финансовыми организациями. Для преодоления этой зависимости и создания условий для динамичного роста экономики Украины в Институте предлагают несколько шагов:

– дерегулирование рынка;
– предотвращение инфляции;
– пересмотр стратегии управления государственным долгом, которая остается неизменной третий год;
– создание условий для простой приватизации и длительного инвестирования.

Проект бюджета-2017 демонстрирует, что Украина вряд ли существенно изменится в следующем году. Этот документ нейтральный: он дает основания надеяться, что уровень жизни в стране не ухудшится. В то же время он оставляет в силе те же практики управления хозяйством страны, которые использовали десятилетиями.

Бюджет-2017 является свидетельством угасания импульса реформ, возможности комплексного их проведения. Они и в дальнейшем будут происходить системно, в отдельных секторах. Но вялость изменений формирует запрос на них, а дух мировых трансформаций дает им новую жизнь.

Источник: 24 Канал
Если Вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
powered by lun.ua
Комментарии
СЛУШАЙ ON AIR
РАДИО МАКСИМУМ Радио Максимум
ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ
Больше новостей
Новости других СМИ
При цитировании и использовании любых материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки
не ниже первого абзаца на Телеканал новостей «24» - обязательные.
Цитирование и использование материалов в оффлайн-медиа, мобильных приложениях , SmartTV возможно только с письменного согласия Телеканала новостей "24".
Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.
Все права защищены. © 2005-2017, ЗАО «Телерадиокомпания" Люкс "», Телеканал новостей «24»
Залиште відгук